Сказка о таинственном контррулении. Часть 2. Переходный процесс

Диполь M
Автор темы, Организатор
Организатор
Аватара
Диполь M
Автор темы, Организатор
Организатор
Репутация: 75
Сообщения: 763
С нами: 3 года 5 месяцев
Мотоцикл:

Сообщение #1 Диполь » 10.07.2015, 16:56

Со времени создания мотоциклов и велосипедов прошло более ста лет, но как многие наверно догадываются, законы физики на Земле за это время особо не менялись. Поэтому вторую часть нашей сказки уместно начать со второго правила руления:

Поворот двухколесного экипажа осуществляется путем поворота руля и управляемого колеса в желаемую сторону на нужный угол с одновременным наклоном тела к центру поворота.

В этом синхроне из двух действий каждое решает свою конкретную задачу
- поворот руля формирует нужную траекторию (нужную крутизну поворота)
- а наклон тела/мотоцикла обеспечивает мотоциклу состояние равновесия.
Но вот что интересно, движение по дуге, когда необходимая крутизна траектории уже достигнута и постепенный переход от прямолинейного движения к движению по запланированной дуге – это два совершенно разных процесса. И хотя многие адепты контрруления возразят, что и там, и там мы давим на внутреннюю ручку руля, и значит это все одно и то же (в обоих случаях то самое контрруление), я скажу - нет, это не так.

Вспомните такие простые упражнения, как прыжки и приседания. И там, и там нужно напрягать мышцы ног и отталкиваться от пола. Но это разное отталкивание. Оно имеет разные цели и разные признаки, позволяющие сказать, что упражнение выполнено. И сам факт дополнительного усилия в мышцах ног еще не определяет, прыгаем мы, приседаем, или вообще просто держим на плечах штангу. И едва ли можно сказать, что приседания и подпрыгивание – это одно и то же.

Но забудем о прыжках, приседаниях и даже о контррулении и вернемся к идее двух процессов – процессу выхода на нужную стабильную траекторию и процессу движения по стабильной траектории.

При движении по стабильной траектории наша задача сохранять заданный поворот руля/колеса и необходимый для равновесия угол наклона мотоцикла (системы мотоцикл+пилот).
А вот в процессе выхода на нужную траекторию наша задача не сохранять, а изменить поворот руля от нулевого (руль прямо) до требуемого исходя из геометрии дуги и одновременно изменить положение мотоцикла от вертикального до наклоненного в сторону центра поворота равновесного состояния.

В начале этого процесса руль стоит прямо, а мотоцикл вертикально, а в конце руль повернут на нужный угол в сторону поворота, а мотоцикл наклонен туда же. Т.е. во время процесса оба параметра непрерывно меняются.
Физики называют такой процесс переходным. Таким образом, при любом входе в поворот у нас всегда будет переходный процесс в рамках которого нам нужно повернуть руль и наклонить мотоцикл в сторону поворота.

Здесь очень важно то, что пока продолжается этот переходный процесс, фактический радиус траектории больше, чем необходимый радиус поворота. Но ведь наш экипаж не стоит на месте. Он едет. А раз фактический радиус больше требуемого, то экипаж едет «не туда». И чем дольше длится переходный процесс и чем выше скорость экипажа, тем дальше он отклонится от требуемой траектории.

Когда речь идет о велосипеде, чья масса существенно меньше массы седока и чьи скорости невелики, наклон тела достаточно быстро создает нужный наклон всей системы и длительность переходного процесса мала. При невысокой велосипедной скорости в рамках переходного процесса экипаж не успевает значительно отклониться от требуемой траектории и этим отклонением можно пренебречь.
Но совсем другая ситуация возникает, когда речь заходит о мотоцикле. Его масса сравнима или даже превосходит массу седока. Поэтому наклон тела весьма медленно наклоняет всю систему. Соответственно, если наклон мотоцикла создается исключительно с помощью наклона тела пилота, переходный процесс длится гораздо дольше. В то же время, скорость мотоцикла существенно выше велосипедной. В результате, за время более долгого переходного процесса быстро движущийся мотоцикл успевает существенно отклониться от требуемой траектории и просто не вписывается в поворот.

Для решения этой проблемы есть только два способа
- снизить скорость движения
- или сократить длительность переходного процесса.
Но кому же хочется ползти как черепаха? И поэтому все усилия направляются на сокращение длительности переходного процесса. Тут-то и появляются разные приемы руления, включая контрруление. Но все они не определяют и не создают поворот, а служат исключительно для сокращения длительности переходного процесса. Поворот же, как и раньше, осуществляется поворотом руля к центру дуги с наклоном мотоцикла в ту же сторону.

Кстати, еще один вопрос – это синхронизация начала и завершения двух составляющих переходного процесса – поворота руля к центру и наклона мотоцикла в ту же сторону. Завершаются они одновременно, а вот начинаются с небольшим опережением в процессе наклона. Именно начало и скорость наклона определяют начало и длительность всего переходного процесса.

А теперь настала пора обсудить приемы руления и то, как они влияют на длительность переходного процесса. Любой из этих приемов позволяет повернуть мотоцикл на любой скорости на любой угол, но время выхода на стабильную траекторию будет разным и, соответственно, разной будет траектория входа в поворот - от длинной и пологой до крутой и резкой.

Но об этом мы поговорим в третьей части.

Продолжение следует.

Часть 1. Рождение мифов
Часть 2. Переходный процесс
Часть 3. Зерно сомнения.
Часть 4. Виды руления.
Часть 5. Промежуточный итог
Последний раз редактировалось Диполь 10.07.2015, 17:41, всего редактировалось 1 раз.
Настоящий второй номер - это девушка, которая всегда прикрывает твою спину в прямом и переносном смысле

vic1970 M
Инструктор
Инструктор
vic1970 M
Инструктор
Инструктор
Возраст: 48
Репутация: 32
Сообщения: 588
С нами: 3 года 5 месяцев
Имя: Виктор
Мотоцикл: Желтая гусяндра

Сообщение #2 vic1970 » 10.07.2015, 17:08

Диполь писал(а):Для решения этой проблемы есть только два способа

не, ну почему только два? Можно же отъесться, чтобы превышать массу мотоцикла, нет? :grin:

Диполь M
Автор темы, Организатор
Организатор
Аватара
Диполь M
Автор темы, Организатор
Организатор
Репутация: 75
Сообщения: 763
С нами: 3 года 5 месяцев
Мотоцикл:

Сообщение #3 Диполь » 10.07.2015, 17:43

vic1970 писал(а):Можно же отъесться,
Так это второй способ - сократить длительность переходного процесса. Просто все думают о контррулении, а у тебя метод радикальнее..)))
Кстати, тогда сразу еще метод - реактивные двигатели с соплами в стороны. При правом повороте включается левый, а при левом правый. Мгновенный завал в поворот. Главное не переборщить..)))))))))
Настоящий второй номер - это девушка, которая всегда прикрывает твою спину в прямом и переносном смысле

Michael13 M
Учебка-2014
Учебка-2014
Аватара
Michael13 M
Учебка-2014
Учебка-2014
Возраст: 30
Репутация: 35
Сообщения: 476
С нами: 3 года 5 месяцев
Имя: Михаил
Мотоцикл: F4i => Triumph Tiger 800 XCx
Откуда: Таганрог
Сайт YouTube ВКонтакте

Сообщение #4 Michael13 » 10.07.2015, 17:45

Диполь писал(а):Кстати, тогда сразу еще метод - реактивные двигатели с соплами в стороны. При правом повороте включается левый, а при левом правый. Мгновенный завал в поворот. Главное не переборщить..)))))))))
Вот оно мотобудущее :???:

nektoSubZero M
Учебка-2015
Учебка-2015
Аватара
nektoSubZero M
Учебка-2015
Учебка-2015
Возраст: 40
Репутация: 7
Сообщения: 157
С нами: 3 года 5 месяцев
Имя: Николай
Мотоцикл: Предположительно FZ

Сообщение #5 nektoSubZero » 10.07.2015, 17:47

vic1970 писал(а):Можно же отъесться, чтобы превышать массу мотоцикла, нет?
Расскажи, как отъесться, чтобы все пошло в плечи!
Ибо, кмк, пузом не очень удобно делать свешивания...
Давно известно, что управлять государством могут все, кроме тех, кто сейчас находится у власти. ©

vic1970 M
Инструктор
Инструктор
vic1970 M
Инструктор
Инструктор
Возраст: 48
Репутация: 32
Сообщения: 588
С нами: 3 года 5 месяцев
Имя: Виктор
Мотоцикл: Желтая гусяндра

Сообщение #6 vic1970 » 10.07.2015, 17:49

Точно. Длительность переходного процесса. Правда, возрастает длительность "подготовки к выезду... :wall:

Добавлено спустя 35 секунд:
nektoSubZero писал(а):Расскажи, как отъесться, чтобы все пошло в плечи!
Ибо, кмк, пузом не очень удобно делать свешивания...

Это когда пузо мааленькое. А большое само по себе свешивается :grin:

GhostDog M
Организатор
Организатор
Аватара
GhostDog M
Организатор
Организатор
Возраст: 41
Репутация: 225
Сообщения: 1595
С нами: 3 года 5 месяцев
Имя: Игорь
Мотоцикл: Honda VFR1200X Crosstourer
Откуда: Россия, Москва
Skype

Сообщение #7 GhostDog » 10.07.2015, 17:53

vic1970 писал(а):А большое само по себе свешивается
А оно свешивается для контр-свешивания или прямого?

Или это для перераспределения равновесия с 30/70 на 40/60 и используется исключительно на чопперах? То-то я думаю - че их так пузатые дядьки любят, а вот оно как, оказывается! : ))))))))))))

vic1970 M
Инструктор
Инструктор
vic1970 M
Инструктор
Инструктор
Возраст: 48
Репутация: 32
Сообщения: 588
С нами: 3 года 5 месяцев
Имя: Виктор
Мотоцикл: Желтая гусяндра

Сообщение #8 vic1970 » 10.07.2015, 18:17

GhostDog писал(а):А оно свешивается для контр-свешивания или прямого?

ну это, наверное, часто от направления ветра зависит... Надо бы нарисовать чертежик :lol: :lol:

Добавлено спустя 28 минут 47 секунд:
даешь продолжение!!!

Типа Ап

Диполь M
Автор темы, Организатор
Организатор
Аватара
Диполь M
Автор темы, Организатор
Организатор
Репутация: 75
Сообщения: 763
С нами: 3 года 5 месяцев
Мотоцикл:

Сообщение #9 Диполь » 10.07.2015, 19:28

Да. Пора писать третью часть.
Настоящий второй номер - это девушка, которая всегда прикрывает твою спину в прямом и переносном смысле

Graf_in M
Учебка-2015
Учебка-2015
Аватара
Graf_in M
Учебка-2015
Учебка-2015
Возраст: 34
Репутация: 27
Сообщения: 573
С нами: 3 года 5 месяцев
Имя: Артем
Мотоцикл: kawasaki hayabusa

Сообщение #10 Graf_in » 13.07.2015, 10:56

предвкушая тонны помидоров в свою сторону:
вторая часть ни о чем. в африке от засухи гибнет все живое из-за того, что вся вода в этом топике.

Добавлено спустя 1 час 36 минут:
вот, нашел видео для любителей поворачивать весом
http://www.youtube.com/watch?v=aWDHa-ZBvqo
3:00 и 5:30
5:30 еще и к вопросу "на какой скорости можно использовать обратное/контр свешивание" :lol:

GreenFox M
Учебка-2016
Учебка-2016
Аватара
GreenFox M
Учебка-2016
Учебка-2016
Возраст: 46
Репутация: 20
Сообщения: 789
С нами: 3 года 5 месяцев
Имя: НИколай
Мотоцикл: CB 900

Сообщение #11 GreenFox » 13.07.2015, 13:59

Graf_in писал(а):5:30 еще и к вопросу "на какой скорости можно использовать обратное/контр свешивание"


я правильно понял что там из за того что пассажир стал откланяться в лево пилот не смог "довалить" мотороллер вправо?

на мопедках кстати колесики меньше и легче там у гироскопа момент думаю в разы меньше чем у мотоцикла , так как в гироскопе очень важна масса ротора. при значительных массах гироскоп даже большой корабль удерживает вертикально и по курсу

Graf_in M
Учебка-2015
Учебка-2015
Аватара
Graf_in M
Учебка-2015
Учебка-2015
Возраст: 34
Репутация: 27
Сообщения: 573
С нами: 3 года 5 месяцев
Имя: Артем
Мотоцикл: kawasaki hayabusa

Сообщение #12 Graf_in » 13.07.2015, 14:37

GreenFox писал(а):я правильно понял что там из за того что пассажир стал откланяться в лево пилот не смог "довалить" мотороллер вправо?
да там, вообще, какие-то школьники. а пилот еще и в руль вцепился, вместо того чтобы больше наклонить мопедку. вот оно и вышло, как вышло.

OrangeV
Аватара
OrangeV
Репутация: 6
Сообщения: 394
С нами: 3 года 5 месяцев
Имя: Vladimir
Мотоцикл: Cbr 1000rr

Сообщение #13 OrangeV » 13.07.2015, 19:03

Госпади, зачем всё так сложно то :wall: :wall: всегда хотел понять цель ))) цель есть быть на пределах возможного и извлекать из этого уроки? Или катаццо не напрягаясь или может обезопасить себя панцирем знаний?
Вообще хочу теории и мяса!!!!
Макс, зачем люди хотят постичь гранит науки? Сколько из них его постигает верно? О, идея, может тему статистики замутить? ))

MaxyS M
Аватара
MaxyS M
Возраст: 34
Репутация: 119
Сообщения: 2325
С нами: 3 года 5 месяцев
Имя: Макс
Мотоцикл: zx6r + te250 + st 400 enduro
Откуда: Москва
Сайт

Сообщение #14 MaxyS » 14.07.2015, 07:33

OrangeV, ну смотри, на байкпосте привели верную аналогию с высшим образованием.
Подавляющему большинству нах не надо то чему учат, вся эта вышка, сопромат и прочая херь. Но находятся люди которые хотят понимать, которым это интересно, тогда как большинству достаточно "базового курса". Эти люди потом получают второе высшее, аспирантура, еще какая нибудь фигня и потом накопив сумму знаний достаточную для того чтобы считаться экспертом в каком-то вопросе сами могут учить других людей. А если отменить высшее образование т.к. оно нафиг никому не надо? Этих людей тоже не станет и вся тема которую они могли-бы разложить по полочкам превратится в сборник мифов, которыми обрастает всё если нет человека способного четко и последовательно разъяснить суть вопроса.
Так что да, для большинства такие "сказки" это вода, им надо только знать что "контрруление это куда толкаю туда и еду". Но не для всех.
Учись ездить, а не гонять!

Graf_in M
Учебка-2015
Учебка-2015
Аватара
Graf_in M
Учебка-2015
Учебка-2015
Возраст: 34
Репутация: 27
Сообщения: 573
С нами: 3 года 5 месяцев
Имя: Артем
Мотоцикл: kawasaki hayabusa

Сообщение #15 Graf_in » 14.07.2015, 10:07

MaxyS писал(а):на байкпосте привели верную аналогию с высшим образованием.
<...>
Так что да, для большинства такие "сказки" это вода, им надо только знать что "контрруление это куда толкаю туда и еду". Но не для всех.
сравнивать вторую часть сказки с высшим образованием - это слишком. да еще и наличие достаточно спорных утверждений, которые могут только навредить в условиях, которые подразумевает рассматриваемая тема.

если бы контрруление рассматривалось с точки зрения физических процессов с фундаментом из конкретных физических явлений... с законами физики, с графиками, с наглядными рисунками, показывающими направление векторов сил и т.д. никто б слова не сказал. это многим интересно. это лучше для понимания процесса контрруления. а что мы имеем на деле?
Павел пишет, что "многие адепты контрруления" - очень недалекие люди, которые не понимают, когда они рулят, а когда просто едут.
Макс, ты пишешь, что все, кто увидел тонну воды во второй части - еще более недалекие люди, которые даже не хотят понимать, почему мотоцикл поворачивает, ведь достаточно знать, что надо крутить руль.
это ложь. это не педагогично. это странно.

Michael13 M
Учебка-2014
Учебка-2014
Аватара
Michael13 M
Учебка-2014
Учебка-2014
Возраст: 30
Репутация: 35
Сообщения: 476
С нами: 3 года 5 месяцев
Имя: Михаил
Мотоцикл: F4i => Triumph Tiger 800 XCx
Откуда: Таганрог
Сайт YouTube ВКонтакте

Сообщение #16 Michael13 » 14.07.2015, 10:27

Тут на байкпосте же недавно следом пост появился, который начинается так:

Давно попадались на глаза статейки про контрруление, типа это крутой приём управления мотоциклом, но вникать в суть не хотелось, т.к. было написано так сложно, что регистры в моём 8ми битном мозгу переполнялись и он, мосх, зависал. Ну и ваще, думал я, с 13 лет за рулем мопеда, и так все знаю про руление!!!


На днях на БП попались две статейки про контрруление, но там автор написал 2 части и сказал что самое интересное будет в 3й части. Ждать не хотелось и я нашёл видос про контрруление, мейд бай Болт:
www.youtube.com/watch?v=lEJyaYeqBY8
В нем человеческим языком объяснялось, что надо делать.
Ну и выкатился применять полученные знания. Оказалось всё не просто… а очень просто!!! Реально, надо повернуть вправо — толкаешь правую ручку руля от себя, влево то же самое!!! Не надо переваливать свою тушку, просто толкаешь легонько руль и всё! Ну можно и ерзать на сидушке, тогда ещё быстрее можно завалить мот в поворот.
Но надо быть осторожным, надо понимать, до какого предела может удержать резина. И не забывать про песочек и толстый слой пыли, встречающиеся иногда на наших дорогах. А в общем — офигенная штука, как будто и не умел управлять мотиком до этого!

Поэтому я понимаю Макса, когда он говорит:
Так что да, для большинства такие "сказки" это вода, им надо только знать что "контрруление это куда толкаю туда и еду". Но не для всех.

Паша, когда третья часть? Заинтриговал и пропал :|

Graf_in M
Учебка-2015
Учебка-2015
Аватара
Graf_in M
Учебка-2015
Учебка-2015
Возраст: 34
Репутация: 27
Сообщения: 573
С нами: 3 года 5 месяцев
Имя: Артем
Мотоцикл: kawasaki hayabusa

Сообщение #17 Graf_in » 14.07.2015, 11:03

Michael13 писал(а):Тут на байкпосте же недавно следом пост появился, который начинается так:

Поэтому я понимаю Макса, когда он говорит:
удивительное дело, но даже в этом коротком, восьмиминутном ролике Артем пытается объяснить, почему именно так происходит (кратко и по делу, не усложняя деталями), а не говорит "тупо рулите в другую сторону и будет все хорошо".

Michael13 M
Учебка-2014
Учебка-2014
Аватара
Michael13 M
Учебка-2014
Учебка-2014
Возраст: 30
Репутация: 35
Сообщения: 476
С нами: 3 года 5 месяцев
Имя: Михаил
Мотоцикл: F4i => Triumph Tiger 800 XCx
Откуда: Таганрог
Сайт YouTube ВКонтакте

Сообщение #18 Michael13 » 15.07.2015, 19:01

Паша, где третья часть? =(

[media]http://www.youtube.com/watch?v=llRkf1fnNDM[/media]

Диполь M
Автор темы, Организатор
Организатор
Аватара
Диполь M
Автор темы, Организатор
Организатор
Репутация: 75
Сообщения: 763
С нами: 3 года 5 месяцев
Мотоцикл:

Сообщение #19 Диполь » 15.07.2015, 22:41

Michael13 писал(а):Паша, где третья часть?
Третья, а также четвертая части опубликованы. Человек 8 уже прочитало, но пока никакой реакции. Наверно перегруз.
Настоящий второй номер - это девушка, которая всегда прикрывает твою спину в прямом и переносном смысле

MaxyS M
Аватара
MaxyS M
Возраст: 34
Репутация: 119
Сообщения: 2325
С нами: 3 года 5 месяцев
Имя: Макс
Мотоцикл: zx6r + te250 + st 400 enduro
Откуда: Москва
Сайт

Сообщение #20 MaxyS » 16.07.2015, 09:11

Диполь, в следующий раз в 2 ночи лучше выложить :lol:
Учись ездить, а не гонять!


Вернуться в «Статьи»

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 1 гость