Сказка о контррулении. Часть 5. Промежуточный итог
Добавлено: 16.07.2015, 15:56
Эта часть будет короче остальных. Читая комментарии к моей сказке, я вижу, что люди не очень вдумываются в написанное, а спешат скорее хоть что-нибудь возразить. Поэтому вполне естественно, что ключевые тезисы от них ускользают.
Чтобы упростить таким «быстрым» критикам понимание текста, я сейчас повторю некоторые важные тезисы.
1. Истоки проблемы.
При управлении мотоциклом используется несколько разных техник входа в поворот. Однако, с тех пор, как широкое распространение получила идея, что есть только одна техника (контрруление), у людей отпала необходимость разбираться в нюансах разных техник, в их освоении и применении на дорогах.
И то правда – а зачем пытаться что-то понять, если что бы человек ни делал, все равно это будет контрруление. Применить в такой ситуации неправильную технику невозможно просто по определению.
2. Суть проблемы
В результате люди счастливо ездят, пребывая в твердой уверенности, что используют контрруление. При этом те, кто в очередной раз вписался во все повороты, критикуют тех, кто не вписался. Но никто из них не может сформулировать, в чем ошибка. Максимум – это формулировка «мало контррулил». И так продолжается до тех пор, пока очередной пилот, успокоенный уверенностью, что он отлично контррулит, из-за отсутствия техники реального контрруления, не оказывается в Книге Памяти, так и не успев понять, что же он делал не так. А остальные вздыхают, произнося туманное «недорулил».
3. Решение проблемы.
Чтобы снизить кол-во ДТП на ДОПах из-за отсутствия техники контрруления, необходимо объяснять людям наличие разных техник, их различия и их применение (что я и делаю в своей сказке), а также обучать на практике тем техникам, которые применяются на ДОПах (что мы и делаем на площадке на занятиях с учениками).
Хочу еще раз обратить внимание, что сейчас речь не идет вообще обо всех существующих техниках, а лишь о трех основных техниках, применяемых на ДОПах.
4. Общие моменты техник вхождения в поворот, используемых на ДОПах
Все техники входа в поворот на ДОПах требуют решения двух задач:
- создания наклона мотоцикла в сторону поворота для сохранения равновесия, исходя из скорости и радиуса поворота
- обеспечение необходимого угла поворота руля, обеспечивающего накат колеса по нужной траектории
В данном случае мы не говорим, какими способами решаются эти задачи
5. Критическая задача
Поскольку решение каждой из двух задач требует времени, длительность входа в поворот определяется временем решения более долгой (критической) задачи. Такой критической задачей является создание наклона мотоцикла.
6. Решение задачи наклона в разных техниках управления (физический аспект)
На ДОПах мы рассматриваем три техники управления входом в поворот
- нормальное (или простое) руление
- контрруление
- виражирование
При нормальном (простом) рулении наклон мотоцикла создается разностью опрокидывающих моментов силы тяжести и центростремительной силы.
При контррулении наклон мотоцикла создается суммой опрокидывающих моментов силы тяжести и центростремительной силы.
При виражировании наклон мотоцикла создается инерцией поперечного колебания мотоцикла
7. Решение задачи наклона в разных техниках управления (технический аспект)
Технический аспект - это нюансы техники исполнения. И я прошу обратить внимание, что хотя тезис "руль влево - мотоцикл вправо" можно условно считать верным, в зависимости от дополнительных условий, при одном и том же "руле влево" мы получим очень разное "мотоцикл вправо".
При нормальном рулении момент силы тяжести создается смещением ЦТ к центру поворота, а противоположный (мешающий) момент центростремительной силы создается поворотом руля в ту же сторону.
При контррулении момент силы тяжести создается смещением ЦТ к центру поворота, а сонаправленный (помогающий) момент центростремительной силы создается предварительным кратким поворотом руля в противоположную сторону без компенсации этого поворота наклоном в ту же сторону
При виражировании инерция поперечного колебания мотоцикла создается предварительным кратким поворотом руля в противоположную от центра поворота сторону с одновременной компенсацией этого поворота наклоном в ту же сторону и последующим быстрым перекладыванием мотоцикла в сторону основного поворота.
8. Применение различных техник на ДОПах
Плавные изгибы трассы.
Рекомендуется нормальное руление. Допустимо - виражирование и легкое контрруление
Крутые изгибы трассы и повороты
Рекомендуется виражирование и контруление. Допустимо - нормальное руление при снижении скорости
Корректировка траектории в повороте
Рекомендуется - контрруление. Допустимо - нормальное руление. Недопустимо - виражирование.
Обруливание неожиданных (небольших) препятствий
Результативно - контрруление. Бесполезно - виражирование и нормальное руление.
Часть 1. Рождение мифов
Часть 2. Переходный процесс
Часть 3. Зерно сомнения.
Часть 4. Виды руления.
Часть 5. Промежуточный итог
Чтобы упростить таким «быстрым» критикам понимание текста, я сейчас повторю некоторые важные тезисы.
1. Истоки проблемы.
При управлении мотоциклом используется несколько разных техник входа в поворот. Однако, с тех пор, как широкое распространение получила идея, что есть только одна техника (контрруление), у людей отпала необходимость разбираться в нюансах разных техник, в их освоении и применении на дорогах.
И то правда – а зачем пытаться что-то понять, если что бы человек ни делал, все равно это будет контрруление. Применить в такой ситуации неправильную технику невозможно просто по определению.
2. Суть проблемы
В результате люди счастливо ездят, пребывая в твердой уверенности, что используют контрруление. При этом те, кто в очередной раз вписался во все повороты, критикуют тех, кто не вписался. Но никто из них не может сформулировать, в чем ошибка. Максимум – это формулировка «мало контррулил». И так продолжается до тех пор, пока очередной пилот, успокоенный уверенностью, что он отлично контррулит, из-за отсутствия техники реального контрруления, не оказывается в Книге Памяти, так и не успев понять, что же он делал не так. А остальные вздыхают, произнося туманное «недорулил».
3. Решение проблемы.
Чтобы снизить кол-во ДТП на ДОПах из-за отсутствия техники контрруления, необходимо объяснять людям наличие разных техник, их различия и их применение (что я и делаю в своей сказке), а также обучать на практике тем техникам, которые применяются на ДОПах (что мы и делаем на площадке на занятиях с учениками).
Хочу еще раз обратить внимание, что сейчас речь не идет вообще обо всех существующих техниках, а лишь о трех основных техниках, применяемых на ДОПах.
4. Общие моменты техник вхождения в поворот, используемых на ДОПах
Все техники входа в поворот на ДОПах требуют решения двух задач:
- создания наклона мотоцикла в сторону поворота для сохранения равновесия, исходя из скорости и радиуса поворота
- обеспечение необходимого угла поворота руля, обеспечивающего накат колеса по нужной траектории
В данном случае мы не говорим, какими способами решаются эти задачи
5. Критическая задача
Поскольку решение каждой из двух задач требует времени, длительность входа в поворот определяется временем решения более долгой (критической) задачи. Такой критической задачей является создание наклона мотоцикла.
6. Решение задачи наклона в разных техниках управления (физический аспект)
На ДОПах мы рассматриваем три техники управления входом в поворот
- нормальное (или простое) руление
- контрруление
- виражирование
При нормальном (простом) рулении наклон мотоцикла создается разностью опрокидывающих моментов силы тяжести и центростремительной силы.
При контррулении наклон мотоцикла создается суммой опрокидывающих моментов силы тяжести и центростремительной силы.
При виражировании наклон мотоцикла создается инерцией поперечного колебания мотоцикла
7. Решение задачи наклона в разных техниках управления (технический аспект)
Технический аспект - это нюансы техники исполнения. И я прошу обратить внимание, что хотя тезис "руль влево - мотоцикл вправо" можно условно считать верным, в зависимости от дополнительных условий, при одном и том же "руле влево" мы получим очень разное "мотоцикл вправо".
При нормальном рулении момент силы тяжести создается смещением ЦТ к центру поворота, а противоположный (мешающий) момент центростремительной силы создается поворотом руля в ту же сторону.
При контррулении момент силы тяжести создается смещением ЦТ к центру поворота, а сонаправленный (помогающий) момент центростремительной силы создается предварительным кратким поворотом руля в противоположную сторону без компенсации этого поворота наклоном в ту же сторону
При виражировании инерция поперечного колебания мотоцикла создается предварительным кратким поворотом руля в противоположную от центра поворота сторону с одновременной компенсацией этого поворота наклоном в ту же сторону и последующим быстрым перекладыванием мотоцикла в сторону основного поворота.
8. Применение различных техник на ДОПах
Плавные изгибы трассы.
Рекомендуется нормальное руление. Допустимо - виражирование и легкое контрруление
Крутые изгибы трассы и повороты
Рекомендуется виражирование и контруление. Допустимо - нормальное руление при снижении скорости
Корректировка траектории в повороте
Рекомендуется - контрруление. Допустимо - нормальное руление. Недопустимо - виражирование.
Обруливание неожиданных (небольших) препятствий
Результативно - контрруление. Бесполезно - виражирование и нормальное руление.
Часть 1. Рождение мифов
Часть 2. Переходный процесс
Часть 3. Зерно сомнения.
Часть 4. Виды руления.
Часть 5. Промежуточный итог