MaxyS писал(а):Хорошо-бы еще Диполь отписался,
Попробую кратко написать.
1. Каковы причины аквапланированияПонятно, что "верхняя" причина - это недостаточное вытеснение воды из пятна контакта.
Наступать оно может из-за недостаточной загрузки колеса или из-за недостаточной скорости отвода воды.Последнее определяется рисунком и глубиной протектора. Причем очень важно понимать, что этот недостаточный отвод приводит к образованию не только слоя воды под колесом, но и валика воды перед колесом. Этот валик как раз и ускоряет всплытие колеса, а также создает дополнительное сопротивление движению и неравномерность боковых воздействий на колесо из-за разности слоя воды под валиком (из-за неровностей дороги)
2. Какое колесо более подвержено аквапланированию.Хотя теоретически планировать могут оба колеса, более подвержено планированию именно переднее. Возникает ощущение, что задний баллон, имея большую ширину, создает меньшее давление и соответственно всплывает быстрее, однако это не так. Т.е., чтобы быть точным, он действительно всплывает, но в тот же момент его сцепление с дорогой падает. А т.к. сопротивлению качению на мокрой дороге у переднего колеса достаточно высокое, при езде по мокрой дороге двигатель работает "внатяг". Поэтому, как только заднее колесо всплывает, оно из-за снижения сопротивления начинает крутиться чуть быстрее и благодаря направленности рисунка тут же выдавливает воду и восстанавливает сцепление с дорогой. Причем восстановление происходит мягко, без резкого рывка.
Исключение возможно на лысой резине, которая даже при раскручивании разгоняет воду не очень хорошо.
А вот переднее колесо при всплывании дополнительного раскручивания для разгона воды не получает. Более того, на спортивной резине с "елочкой вперед" даже начинает подгребать воду под себя, что еще больше усугубляет всплытие.
3. Способы преодоления аквапланирования.Интуитивно можно предположить, что для ухода от аквапланирования нужно снизить скорость. Причем делать это нужно избегая резкого торможения и вообще торможения передним тормозом. Нужно просто мягко прикрыть газ. Но как ни странно, на ровной дороге можно наоборот увеличить газ. Это не устранит планирование, но стабилизирует поведение переднего колеса (если не бояться). При этом колесо не прекращает всплытие, а наоборот, всплывает сильнее. Но за счет большего всплытия водяной валик перед колесом почти полностью исчезает и неравномерность боковых воздействий на колесо устраняется. Однако, этот прием хорош для развлечения, а не для ДОПов. Особенно с учетом того, что потом все равно придется снизить скорость. А уж на поворотах или неровной дороге это вообще неприменимо. А ДОПы - это как раз и есть постоянные повороты и неровности.
4. Скорость возникновения аквапланирования.Однозначной скорости, при которой начинается планирование, нет.
Существует так называемый закон Хорне, который позволяет достаточно точно определить скорость аквапланирования.
V = K * SQRT (P)
Здесь Р - это давление в шине, а К - это коэффициент, определяемый конструкцией и состоянием шины.
Легко увидеть, что при повышении давления в шине скорость переходжа в режим планирования растет.
Логически это можно объяснить тем, что при снижении давления колесо становится более плоским и нагребает перед собой болеем высокий и широкий валик воды.
Именно поэтому у машин (с плоским профилем покрышки) скорость перехода к АП ниже, чем у мотоцикла и составляет в среднем 70-100 кмч. В то время как у мотоциклов эта скорость составляет 100-120 кмч.
По этой же причине покрышки самолетов делают не по автомобильной форме (плоскими) а более "мотоциклетными", т.е. с полукруглым профилем.