Страница 6 из 9

Добавлено: 04.04.2016, 17:09
Barabas
strogan писал(а):Насчет мото и автомасла наши выводы схожи. Дальше - Нет. Имея машин с движком 4g63 не по наслышке знаю что такое температура выхлопных газов 900-950.... масло на поршнях доходит до 300... вот отсюда и вопрос. Мото и автомасло изначально считаю маркетингом.
Если вопрос старения масла перевести в практическое русло: каждому важно какова будет динамика сохранения свойств выбранного им масла именно в его двигателе. Если не брать в расчет появление посторонних звуков и изменение выхлопа, без лаборатории оценка возможна только визуальная:
MaxyS писал(а):Друг на zx6r меняет 300v раз в 3000, масло реально как отработка выглядит.
..чёрная кака.

Можно поэкспериментировать с методом капельной пробы.

Продолжение.

С масла по капле.

Экспресс-оценка и выбраковка моторного масла по методу Капельной пробы.

I. Назначение метода:
Спойлер
Методика предназначена для автолюбителей, желающих оценить в полевых условиях качество работы моторного масла по капельной пробе и принять решение о времени замены масла при достижении критических (выбраковочных) значений одного из показателей.
Изображение
На рисунке - зоны капельной пробы, где:
1 - Ядро или центр капли, соответствующий первичной зоне капли до ее растекания по бумаге. Здесь оседают все тяжелые нерастворимые мех. примеси (сажи, частиц металла, пыли и грязи). Край окружности ядра обозначается как d1;
2 - Краевая зона (темное/черное кольцо), окаймляющее ядро малорастворимыми в масле органическими примесями. Кольцо отсутствует как при чистом работающем масле, так и при очень грязном масле, при этом ядро имеет ровный цвет. Край окружности краевой зоны обозначается как d;
3 – Широкое серое кольцо за ядром – зона диффузии через краевую зону масла с легкими растворенными органическими примесями. Край окружности зоны диффузии обозначается как D;
4 – Самое светлое внешнее кольцо – зона чистого масла. Присутствует на капельной пробе не всегда. В расчетах не используется.
Кольцо вокруг чистой зоны масла (на рисунке не показано) - бензин, присутствующий в масле. Бензиновое кольцо вижно на просвет, пока бензин полностью не испарится.

II. Как берется проба:
Спойлер
1). Берем чистый лист офисной бумаги плотностью 80 г/м2;
2). Прогреваем двигатель до рабочей температуры;
3). Выключаем двигатель и даем стечь маслу в течение 3-5 минут после остановки;
4). Достаем щуп и, не вытирая его ветошью, дожидаемся, когда стечет ПЕРВАЯ капля на бумагу с высоты 3-5 см;
5). Бумагу кладем на не впитывающее основание – стекло, плексиглас, пластик или широкое кольцо, чтобы капля масла, растекаясь, не касалась ворсового основания под бумагой;
6). Осуществляем сушку пробы: при комнатной температуре – не менее суток, в духовке не менее часа при 100С;
7). Измеряем линейкой диаметры зон и считаем коэффициенты Кмпр и Кмд;
8). Если коэффициенты хуже, чем выбраковочные, хотя бы один, то заменяем масло в двигателе.

Порядок применения методики:
-Автолюбитель сделал капельную пробу, посчитал Кмд и Кмпр.
-Полученные значения сверил с выбраковочными значениями, провел визуальную диагностику и принял решение о замене масла или о продолжение его эксплуатации.
-Для лучшего контроля качества масла рекомендуемый интервал проб - каждые 500-1000 км пробега.

III. Считаем выбраковочные показатели:
Спойлер
Во всех расчетах используется средний диаметр – наибольшее и наименьшее расстояние соответствующей зоны складываем и делим пополам:
d = (dmin + dmax)/2
d1 = (d1min + d1max)/2
D = (Dmin + Dmax)/2


1). Коэффициент моюще-диспергирующих свойства моторного масла (способ №1):
ДС = 1 - d2/D2
Полученная величина является численным показателем моюще-диспергирующей способности работающего масла и выражается в условных единицах.
Нормальным показателем ДС считается допуск от 1 до 0,5.
При значении ДС до 0,6-0,65 усл.ед. рекомендуется более частое проведение расчетов капельной пробы масла.
Показатель ДС≤ 0,3 – считается аварийным.

2). Коэффициент моюще-диспергирующих свойства моторного масла Кмд (2 способ №2 по методу Хмелевой Н.М.):
Кмд = D/d
Кмд >1,65 - браковочное значение коэффициента моюще-диспергирующих свойств масла.
При дальнейшем уменьшении показателя происходит образование лаковых отложений в двигателе.

3). Коэффициент механических примесей в моторном масле Кмпр (по методу Хмелевой Н.М.):
Кмпр = d1/d
Кмпр > 0,44 - браковочное значение коэффициента механических примесей.
При дальнейшем уменьшении показателя происходит образование задиров на стенках цилиндров.

IV. Смотрим:
Спойлер
Шкала визуальной оценки (для бензинового двигателя):
Изображение

Сравнительная таблица:
Изображение

V. Примеры:
Спойлер
Примеры динамики старения масла и расчета выбраковочных показателей:
Изображение

Изображение

Изображение

1. Визуальная оценка:
1). Повышенное содержание сажи, частиц металла, пыли и грязи в зоне ядра (№1-5);
2). Первые признаки старения масла (№2-6);
3). Следов воды и охлаждающей жидкости не обнаружено (№3-1);
4). Содержание топлива в масле не обнаружено (№4-1).

2. Расчеты:
d = (48,7+54,5)/2 = 51,6
d1 = (39+44)/2 = 41,5
D = (146,8+164)/2 = 155,4

ДС = 1-51,62/155,42=1-2662,56/24149,16 = 1-0,11 = 0,89
Кмд = 155,4/51,6 = 3,01
Кмпр = 41,5/51,6 = 0,8

Вывод:
Согласно визуальной оценке:
Допустимо продолжение эксплуатации масла в двигателе. Следует чаще (каждые 300-500 км) производить визуальную оценку качества масла, т.к. показатели №1-5, №2-6 на грани выбраковочных.
Согласно расчетам:
ДС = 0,89 (норма),
Кмд = 3,01 (норма),
Кмпр = 0,8 (норма).
Выбраковочные коэффициенты в пределах нормы.

Возможности по варианту взятия пробы масла через заливное отверстие - каждый решает сам, а слитую отработку при плановой замене масла по капельной пробе оценить можно. И принять для себя решение по снижению/увеличению/сохранению интервала замены.

Добавлено: 04.04.2016, 22:41
strogan
Реально работающий вариант, чтобы понять сколько еще проживет масло до замены, но ничего не скажет сколько проживет поршневая

Добавлено: 04.04.2016, 22:46
Barabas
strogan писал(а):Реально работающий вариант, чтобы понять сколько еще проживет масло до замены, но ничего не скажет сколько проживет поршневая
На выходных буду менять масло в ведре. Сделаю пробу отработки кастрюли после 6 тыс пробега. Посмотрим).

Добавлено: 04.04.2016, 23:03
vic1970
Уже за этот сезон 6 тыс. наездил? Или будешь делать пробу масла, простоявшего полгода?

Добавлено: 04.04.2016, 23:07
Barabas
vic1970 писал(а):Уже за этот сезон 6 тыс. наездил? Или будешь делать пробу масла, простоявшего полгода?
Простоявшего.

Добавлено: 04.04.2016, 23:11
vic1970
И что делать с результатом теста?

Добавлено: 04.04.2016, 23:13
Barabas
vic1970 писал(а):И что делать с результатом теста?
Не ясен вопрос. :pardon:

Добавлено: 04.04.2016, 23:19
vic1970
Что покажет тест масла, которое сначала обработало срок, потом полгода стояло в двигателе, и в нем происходили некие реакции, нам неизвестные? От такого теста какая польза-то будет? Подтвердить, что в начале сезона на старом масле ездить не стоит только, мне кажется

Добавлено: 04.04.2016, 23:23
Barabas
vic1970 писал(а):Что покажет тест масла, которое сначала обработало срок, потом полгода стояло в двигателе, и в нем происходили некие реакции, нам неизвестные? От такого теста какая польза-то будет? Подтвердить, что в начале сезона на старом масле ездить не стоит только, мне кажется
Мне представляется, масло теряет свои характеристики под действием эксплуатационных нагрузок в двигателе. Оно не прокисло за полгода стояния и по своим ТТХ должно соответствовать уровню окончания сезона.

Добавлено: 04.04.2016, 23:30
MikeDream
Мне вот тоже интересно, какие-такие процессы/реакции (брожение что ли?) происходят в масле на стоящем несколько месяцев мотоцикле :)
Имхо - нисколько чего-либо значимого с маслом за это время в картере не происходит.

Добавлено: 04.04.2016, 23:30
vic1970
Не, ну попробуй. Только из-за полугода результат будет оставаться под вопросом

Добавлено спустя 3 минуты 43 секунды:
Я не химик, конечно. Но всегда полагал, что замена долго простоявшего масла блажью не является. Могу предположить, как минимум, окисление. Как еще могут за это время прореагировать попавшие в масло продукты горения, предполагать не берусь. Лучше профессиональных химиков спросить. А на себе эксперименты ставить- нуегона

Добавлено: 04.04.2016, 23:45
Barabas
vic1970 писал(а):Не, ну попробуй. Только из-за полугода результат будет оставаться под вопросом


Я не химик, конечно. Но всегда полагал, что замена долго простоявшего масла блажью не является. Могу предположить, как минимум, окисление. Как еще могут за это время прореагировать попавшие в масло продукты горения, предполагать не берусь. Лучше профессиональных химиков спросить. А на себе эксперименты ставить- нуегона
Вик, масло, в силу задач, в процессе эксплуатации должно обладать высокой стабильностью. Как в двигателе под нагрузкой, так и без нагрузки. Оно не может "створожиться" или еще чего там. Окисление масла идет не от контакта с металлом двигателя, а, все таки, от нагрузки (температуры, давления, трения). Иначе, если бы оно было таким нежным, - не выполняло бы своих функций.
Ничего ему не стало)).

Добавлено: 04.04.2016, 23:57
vic1970
Саш, я где-то написал про металл двигателя или что масло створожится? Лично я не понимаю реакций в отработке в течение полугодового периода. Собственно, почему и сомневаюсь в ценности его тестирования. Как известно, имеются случаи, когда даже на простоявшего то же время бензине (а он чистый) завести мотор не получается. Легкие фракции испаряются, видишь ли. Кто-то может со знанием дела определить, какие показатели стали именно такими вследствие эксплуатации, а какие -от "выдержки"?

Добавлено: 05.04.2016, 00:09
Barabas
vic1970 писал(а):Саш, я где-то написал про металл двигателя или что масло створожится? Лично я не понимаю реакций в отработке в течение полугодового периода. Собственно, почему и сомневаюсь в ценности его тестирования. Как известно, имеются случаи, когда даже на простоявшего то же время бензине (а он чистый) завести мотор не получается. Легкие фракции испаряются, видишь ли. Кто-то может со знанием дела определить, какие показатели стали именно такими вследствие эксплуатации, а какие -от "выдержки"?
И да: в мануале к моту нет привязки к сезонности. "Каждые 10 тыс. км", и всё.
Посмотрю на выходных).

Добавлено: 05.04.2016, 08:40
MaxyS
vic1970 писал(а):Как известно, имеются случаи, когда даже на простоявшего то же время бензине (а он чистый) завести мотор не получается.
Я вот раньше думал что всё это херня, ан нет, после зимы завести-то завел, только работа была крайне нестабильной. Слил старый бенз, залил свежий, мопед заработал как часы.

Добавлено: 05.04.2016, 10:29
Michael13
Barabas писал(а):И да: в мануале к моту нет привязки к сезонности. "Каждые 10 тыс. км", и всё.
У меня в мануале написано сменить масло и фильтр до зимнего хранения и потом еще раз сменить масло перед поездкой.

И еще в любом мануале есть "каждые 10 000 км или раз в год".

Добавлено: 05.04.2016, 10:49
Co1t
Michael13 писал(а):И еще в любом мануале есть "каждые 10 000 км или раз в год".
Сколько видел мануалов на авто/мото, всегда пишут или пробег или год, что наступит раньше. Это касается и ГСМ и многих других вещей. Я не химик, но склонен верить, что за указанный период тех жидкости теряют определенные свои свойства.

Добавлено: 07.04.2016, 23:09
Barabas
Co1t писал(а):
Michael13 писал(а):И еще в любом мануале есть "каждые 10 000 км или раз в год".
Сколько видел мануалов на авто/мото, всегда пишут или пробег или год, что наступит раньше. Это касается и ГСМ и многих других вещей. Я не химик, но склонен верить, что за указанный период тех жидкости теряют определенные свои свойства.
В моем - только привязка к километражу.
Спойлер
Изображение

Добавлено: 08.04.2016, 00:08
Michael13
Ну вон же у тебя последняя колонка BMW Annual Service.

Добавлено: 08.04.2016, 00:30
Barabas
Michael13 писал(а):Ну вон же у тебя последняя колонка BMW Annual Service.
)). Наглядный пример пословицы "Смотришь в книгу, видишь фигу", про меня). Не посмотрел даже на посл столбец.