Страница 1 из 1

Трение колёс об асфальт

Добавлено: 30.04.2015, 16:32
photovirus
Зашёл тут у меня с приятелем спор о том, почему тяжёлые машины плохо поворачивают. Ну и я подумал: а и правда, почему? И погуглил.
И вот что нагуглилось.

Так вот, там ребята рассматривают поперечное ускорение машины в зависимости от разных параметров. Очень детально.

И тут я вспоминаю первые занятия на площадке об экстренном торможении.

Паш, взгляни на раздел 2 (3—4 страницы). Всё-таки помимо увеличения коэффициента трения за счёт неровностей дороги есть и ещё один эффект — уменьшение коэффициента трения из-за большой нагрузки.
Наверное, в итоге мотоцикл действительно может тормозить интенсивнее за счёт большого давления в пятнах контакта, но есть и кой-какие другие эффекты.

Добавлено: 30.04.2015, 16:40
MaxyS
Опять на вражеском? :wall:

Добавлено: 30.04.2015, 18:29
GreenFox
maxys146 писал(а):Опять на вражеском?

глумится он...вражина..........

Добавлено: 30.04.2015, 21:40
Центнер
photovirus писал(а):Паш, взгляни
Вот был бы молодец - изложил бы тот текст на нашем, родном (что бы не только Паша мог взглянуть)...все бы почитали, подумали, обсудили бы ))))

Добавлено: 30.04.2015, 22:02
photovirus
maxys146 писал(а):Опять на вражеском?
Ну ребят, вы чего, вся серьёзная научная литература написана на английском. Это не исключение. Учитесь, всегда пригодится.

Если коротко, то коэффициент трения — убывающая линейная функция от нагрузки на шину. Одна из картинок это иллюстрирует, правда, в других координатах: по горизонтали нормальная нагрузка в фунтах (↓), а по вертикали — латеральная (←→). Если б коэффициент трения был постоянным, зависимость была бы линейной, а тут она квадратичная.

Добавлено: 01.05.2015, 16:37
Michael13
Там же все написано для стандартных автомобильных "квадратных" колес. При избыточном весе под давлением диска они закругляются и уменьшается пятно контакта. На мото-колесах, имхо, будет обратный эффект.

А вообще какая-то очень тяжкая статья, многабукв и формул, я не осилил.

Добавлено: 03.05.2015, 11:56
GreenFox
Michael13 писал(а):Там же все написано для стандартных автомобильных "квадратных" колес.


кстати у легковых (не знаю у всех ли уже но у многих) передние колеса при повороте "заваливаются" от вертикали.

Добавлено: 03.05.2015, 12:12
Диполь
Завал колес в данном случае имеет немного другой смысл - уменьшение радиуса поворота.
Кстати, на мотоциклах аналогично. Поэтому на площадке будем осваивать руление со смещенным цт для выполнения более крутых поворотов на малых скоростях

Добавлено: 05.05.2015, 12:19
photovirus
Michael13 писал(а):Там же все написано для стандартных автомобильных "квадратных" колес. При избыточном весе под давлением диска они закругляются и уменьшается пятно контакта.
С пятном контакта не так просто. Если оно увеличивается, то увеличивается и давление → сила трения не изменяется (согласно простой физике).

Тут фишка не в пятне и простой физике, а в свойствах резины, по видимому. Большое пятно контакта позволяет уменьшить давление на асфальт, так что отсюда можно предположить, что резина лучше всего цепляется за асфальт в определённом диапазоне давлений, а в остальных делает это хуже (при большом, например, подламывается, при малом — не цепляется достаточно хорошо за неровности асфальта).

Добавлено: 19.06.2015, 01:15
photovirus
Подниму немного тему для Паши. :smile:

Имел небольшой разговор с веломаньяком (привет, Юра, если ты это вдруг читаешь!), а он мне подкинул ссылку на статью, где крутые шоссейные велосипедисты намерили тормозные пути с разных скоростей.

Эти велосипедисты умеют тормозить с блокировкой переднего колеса (т. е. их ограничивает не переворот через переднее колесо, а резина!). И наиболее эффективное экстремальное торможение даёт (я посчитал) ускорение в жалкие 0,5g.

Понятно, что на велосипедах резина вряд ли очень крутая, но коэффициент трения 0,9 в идеальных условиях наверняка есть. Однако на шоссейных велах резина такая, что пятно контакта очень маленькое, а давление в пятне, соответственно, очень большое, и вот результат.

Добавлено: 19.06.2015, 08:57
MaxyS
Ну так это на шоссейном, там пятно контакта с монету.
Я на обычном хардтейле с китайской резиной не мог перед заблокировать на асфальте.