Страница 1 из 2

Теория Вебера-Фехнера

Добавлено: 22.04.2015, 00:31
Индейчег
Товарищи, меня уже третий день донимают мысли по поводу этой самой теории Вебера-Фехнера, о которой говорил Паша.
Однако, я толком так и не смог найти вменяемой статейки, описывающей психологию восприятия с точки зрения водителя.
Статья на Википедии очень маленькая. Нашёл нечто похожее для пограничников. Некоторые схожие вещи там описываются, но всё-таки не то.

Может, кто-то изучал эти вопросы, и может поделиться ссылками? Я б с радостью почитал.
Желательно покомпактнее. Читать огромный том по психофизиологии ради одного раздела как-то неохота..

Добавлено: 22.04.2015, 01:33
Диполь
Индейчег писал(а):описывающей психологию восприятия с точки зрения водителя.
Так в этом и проблема. Модели восприятия вообще в целом ими описаны. Есть даже прикладные модели для некоторых профессий. Но для водителей, как ни странно, очень мало. Т.е. то, что я давал, - это не готовый материал из книги для водителей (тем более, мотоциклистов), а именно сборка на основе исходных материалов по психофизиологии, различных исследований в схожих условиях и некоторой разрозненной статистики с моей собственной обработкой.
Так что если есть желание разобраться, компактным материалом не обойтись. Придется читать много и собирать по кусочкам.
Возможно в дальнейшем я эту часть материала проработаю детальнее с приложением всех ссылок, цитат и исследований.
Но это не в рамках учебного курса, а в рамках отдельной статьи, посвященной только этому вопросу.
Для учебного курса такая детализация не нужна. Достаточно общее понимание законов.

Ну и нужно понимать, что для водителя даже важнее законы Рубина.

Добавлено: 22.04.2015, 10:39
Индейчег
Диполь писал(а):Ну и нужно понимать, что для водителя даже важнее законы Рубина.

Вот теперь я вспомнил и третью фамилию... :D
Сейчас пойду гуглить на эту тему.

Добавлено: 22.04.2015, 10:47
Диполь
Индейчег писал(а):Вот теперь я вспомнил и третью фамилию
Это же элементарно..)))
Для мальчиков - футбольная команда
Для девочек - камешек в колечке или сережках

Добавлено: 22.04.2015, 10:51
MaxyS
Диполь писал(а):Для мальчиков - футбольная команда
Для девочек - камешек в колечке или сережках
Видимо только у меня рубин ассоциируется с лазером...

Добавлено: 22.04.2015, 11:07
Индейчег
Диполь писал(а):Для мальчиков - футбольная команда

Вот это вообще большая проблема. Я задолбался сейчас искать вообще какое-то упоминание о психологе. Все ссылки ведут на новости о казанском "Рубине" =)

Добавлено: 22.04.2015, 11:12
Диполь
Индейчег писал(а):Я задолбался сейчас искать вообще какое-то упоминание о психологе
Кстати, я сейчас тоже не нашел. Может это снова "лошадиная фамилия" и я что-то перепутал.

Добавлено спустя 3 минуты 44 секунды:
Проверил. Все правильно. Э.Рубин. Если набирать именно с "Э", то удается найти.

Добавлено спустя 8 минут 6 секунд:
Для справки. Эдгар Рубин - датский психолог начала 20-го века.
В обычной жизни его мало кто знает, но от его исследований остался известный даже 100 лет спустя оптический "прикол" - ваза Рубина.

Добавлено: 22.04.2015, 11:40
Индейчег
В общем, информация очень разрозненна. Нашёл вот такую картинку с общими принципами гештальтпсихологии, в рамках которой работал Рубин.

Изображение

Нам надо по сути провести аналогии между общей теорией и дорожным движением.

Попробую по пунктам:
1. "Закон фигуры и фона"
Насколько я понимаю эти принципы, основное - это выделить себя на фоне в разных системах измерения (чувств). Поскольку выделить себя в обонятельном, вкусовом и тактильном плане нам вряд ли удастся, то остаются только два чувства - это зрение и слух.
У нас имеется общий фон - поток. Выделять можем:
- движением
- светом
- формой
(в общем, тут хотелось бы послушать мнения).
В звуковом диапазоне также. У нас есть общий фон дорожный. Для типичного водителя - это шум дороги, шум двигателя и музыка, играющая у него в салоне. Нам необходимо выделить себя на этом фоне.
Также возможны варианты. Прямоток, музыка "а-ля голда"...

2. "Закон транспозиции"
Не очень понимаю, как интерпретировать. Я так понимаю, что тут основное - это контраст чтоли. Мы должны контрастировать на фоне остальных участников движения. Ни в коем случае не сливаться с ними. (Это тот самый пример с автомобилем с тремя фарами, что ты приводил на занятии).

3. "Закон прегканоткости"
Понятия не имею, как это увязать с дорожным движением.

4. "Закон константности"
Ну, тут просто про то, что нас будут воспринимать одинаково с любых углов. Если уже распознали как объект, то дальше будут "вести" как объект.

5. "Закон близости"
Вот тут опять про машину с тремя фарами. Если мы слились с другим объектом, то имеем все шансы в мозгу распознаться как часть того объекта.

6. "Закон замыкания"
Не очень понимаю, о каких пробелах идёт речь. Можно ли это как-то увязать с нами.

В общем, если у кого-то есть какие-то мысли и интерпретации данных понятий, то было бы здорово обсудить. Может, я как-то неправильно интерпретировал тот или иной термин.

Добавлено: 22.04.2015, 11:52
Диполь
Тут даны только несколько законов. Причем не самые важные с точки зрения дорожного движения.
Там написано, что всего их более 100, а видим мы тут только шесть.
Думаю, что многие из них для дороги не так важны. Хотя можно почитать и подумать, что и как может влиять. Будет интересно.
Для этого сначала нужно выписать все 100+

Я же упоминал три самых важных именно для дороги. Они были выделены не мной и не для дороги, а кем-то (не помню, но можно найти), как наиболее важные с точки зрения влияния на поведение (на принятие решений по выбору модели реагирования). Но нас на ДОПах как раз это и интересует - модель реагирования водителя на окружающие объекты.

Добавлено: 22.04.2015, 13:03
photovirus
Паш, а в прошлом году ты этих фамилий не называл, насколько я помню. :)

Добавлено: 22.04.2015, 14:35
Диполь
photovirus писал(а):Паш, а в прошлом году ты этих фамилий не называл, насколько я помню. :)
Да. Так и есть. Люди часто не доверяют, когда информация не подкреплена авторитетом. В менеджменте это называется "статусная аргументация" (уже рассказывал об этом). И даже если участники учебки признают мой авторитет (хотя тоже не все и не всегда), то когда они начинают обсуждать наши занятия с кем-то со стороны, то получает в ответ контраргументы в стиле "это кто сказал? Паша? А кто он такой? Всемирно известный гонщик? Ха!". И такие возражения на людей действуют - с одной стороны Паша, а с другой "крутой брутальный байкер", который с понтом и насмешкой утверждает, что "все фигня". Никому не хочется быть объектом насмешки даже внутренне. И люди меняют мнение. В результате все занятия коту под хвост с вытекающими для жизни и здоровья последствиями.
И поэтому, чтобы люди были более уверены в своей информации и в том, что они для себя принимают и делают, я даю дополнительные аргументы с привязкой к признанным специалистам и исследованиям. При этом стараюсь объяснять, что взято мной у кого-то, а что и как выведено или собрано самостоятельно.
В результате, хотя общая идея и набор принципов не меняются по годам, в каждом очередном курсе я стараюсь построить материал более логично, более аргументировано и с добавлением ссылок на подтвержденную информацию.

Добавлено: 22.04.2015, 14:36
photovirus
Ага, понятно.
У кого бы теперь стащить change log относительно прошлого года. :)

Добавлено: 22.04.2015, 14:42
Диполь
photovirus писал(а):стащить change log
Это кто такой? :?

Добавлено: 22.04.2015, 14:50
photovirus
Перечень изменений и дополнений. :)

Добавлено: 22.04.2015, 15:16
nektoSubZero
photovirus,
Пора уже приложение для андройда/иоса запилить "Учебка Диполя".
И скачивать оттуда обновления. :idea:

Добавлено: 22.04.2015, 16:32
Диполь
photovirus писал(а):Перечень изменений и дополнений.
На самом деле, изменений и дополнений по сравнению с прошлым годом не так уж много

1. Немного изменена логика подачи материала первых двух занятий.
1.1. Раньше я на первом занятии давал ППО, а теперь я сначала (на первом занятии) даю логику курса и некоторые общие принципы
1.2. Обсуждение ППО перенесено на второе занятие и сокращено

2. На первом занятии сделаны некоторые дополнения
2.1. Дается информация о законах психофизиологии Вебера-Фехнера и Рубина и пояснения, как эти законы влияют на заметность мотоциклиста на дороге
2.2. Добавлено рассмотрение связи разных техник (трек, кросс, джимхана) с дорожной ездой с объяснением их приоритетов по 4=м критериям

3. Используется дополнительный презентационный инструмент - флип-чарт.
В результате многие вещи теперь объясняются не на плаьцах, а с иллюстрациями "он-лайн"

4. Запланированы изменения на площадке
4.1. Добавлено упражнение "постановка на центральную подножку"
4.2. Добавлено упражнение "поднятие упавшего мотоцикла"
4.3. Предусмотрена некоторая перестройка подачи материала для пошагового выполнения упражнений
4.5. Предусмотрено деление на более мелкие группы с большим вниманием каждому

Добавлено: 22.04.2015, 16:55
photovirus
Ну вот, и чего я не записался на этот год. :D

Хочу приехать на площадку к какой-нибудь группе, а то до сих пор не умею свой мот поднимать. Можно? :)

Добавлено: 24.04.2015, 10:31
Loura
Всем привет!
Сегодня на практике заметила действие Эффекта вымывания (кажется? Я в теории не оч запоминаю термины - но на практике понимаю, что это!)
Еду утром на работу по Дмитровке на авто (за МКАДом), вижу мотоциклиста (явно небольшого опыту!) скорость 100-110... Обгонять никого не обгоняет, едет оч осторожно... в одной полосе (левой), пристроился за машиной и едет. Так получилось, что я оказалась за ним. Едем. Долго. Я сначала его рассматривала, оценивала (в общем мое внимание было приковано к нему), затем как-то я о нем забыла - едем и едем - и на каком то светофоре я реально в последний момент увидела и вспомнила, что передо мной еще и МОТОЦИКЛ!!! Я уж думала он уехал давно! Затормозила канеш...
В общем - на собственном опыте убедилась, что при езде на мото надо привлекать внимание и менять местоположение!!!

Добавлено спустя 2 минуты 16 секунд:
Да - а девочкам в принципе реально мот поднять? Я когда на свой первый раз села и практически на месте его положила ( :D ) - как ни пытались мне теорию объяснить как его поднимать - не-а, не Шмогла :?

Добавлено: 24.04.2015, 10:47
MaxyS
Loura писал(а):Да - а девочкам в принципе реально мот поднять?
Да. Сможешь. На практике это будет.
http://www.youtube.com/watch?v=k4MPyX0QCYw

Добавлено: 24.04.2015, 11:22
Loura
maxys146,
Прикольно! Такой вариант мне не рассказывали)))) Хочется попробовать...