Сообщение #3 GhostDog » 04.12.2019, 23:11
Если помните, мы проходили на базовой теории структуру безопасности и тогда же мы проговаривали, что структуру можно использовать как пример того, какие факторы привели к опасной ситуации или, даже аварии и последствиям.
На этом примере попробуем разобраться, берем последовательно каждую ступень:
1) Превентивная безопасность - Конструктивный раздел
Технический аспект: конструкция конкретной модели.
В данном случае что-то очень близкое к спорту, соответственно имеем особенности спорта: провоцирует нарушать скоростной режим, посадка ухудшает, по сравнению с прямой, боковую обзорность, короткоходные ручки газа и тормоза (возможно понадеялся что резко затормозит).
Психологический аспект: замысел использования.
Возможно, получает удовольствие от быстрой езды, что еще больше провоцирует на дороге к отвлечению внимания и включает режим "еду быстро, всё вижу, если что - увернусь или заторможу".
2) Превентивная безопасность - раздел нормативной безопасности
Технический аспект - общие навыки пилотирования - ну на дорогу он выехал, базовые навыки, значит, есть - смело пропускаем
Психологический аспект - знание ПДД, чисто знания в данном случае, не влияют (про ППО и остальное ниже)
3) Превентивная безопасность - раздел эксплуатационной безопасности
Технический аспект - исправность мотоцикла - трудно понять исправен или нет мотоцикл, можно предположить, что исправен, в данном случае тормозная система и руль.
Психологический аспект - правила мотобезопасности - а тут, конечно, довольно много:
Законы зрительного восприятия - вообще понадеялся, что его видно в зеркалах.
ППО и ПДД - понадеялся, что машина видит и она обеспечит его безопасность, по ПДД должна была пропустить.
Отсюда проистекает применение стратегии - очевидно, пассивная - меня заметят и обеспечат мне безопасность. Должно было бы быть минимум активная, максимум - лидерская.
Ну а раз нет ни активной ни лидерской - шаблоны гор. теории не сработали: положение в полосе надо не по 5ой точке, а по 2ой, и, действительно, с зависанием на уровне заднего колеса.
4) Ситуативная безопасность - раздел нормальная безопасность (цель, напомню - не допустить нормальным пилотированием возникновение опасной ситуации)
Технический аспект - Влияние физических "концентраторов" на поведение мотоцикла - сложно сказать, скорее всего здесь влияния почти нет - поверхность дороги чистая.
Психологический аспект - Влияние психологических "концентраторов" на поведение пилота - тут нам не известно, вполне возможно, что факторы были - думал о чём-то своём, отвлекся от дороги, может быть музыка или усталость, всё, что угодно. Косвенно (косвенно, потому что могут быть и другие фактора) довольно позднее торможение может говорить о влиянии психологических концентраторов.
5) Ситуативная безопасность - раздел экстремальной безопасности (цель - попав в предаварийную ситуацию, используя НАВЫК не допустить развития ситуации в аварийную)
Технический аспект - Средства активной безопасности мотоцикла, а также навыки экстремального пилотирования - про системы не скажу, а вот с навыками безопасной техники торможения плохо. Торможение выполнено очень поздно, можно ли было эффективнее? Не знаю, всё же, напомню - применение правильной техники на автомате (навыки) не дают нам 100% гарантию выхода из предаварийной обстановки - они МОГУТ помочь, а могут и НЕ помочь. Поэтому мы и говорим - пилотировать надо на нормальном уровне, используя активную минимум, лучше лидерскую стратегию, чтобы вообще НЕ допустить опасных ситуаций.
Психологический аспект - Правила поведения в экстремальных ситуациях и психологическая подготовка - тут снова сложно сказать держался пилот концентрацию и старался даже в такой ситуации что-то сделать, или действия были паническими (что можно было сделать тут вопрос отдельный, может быть и ничего).
6) Ситуативная безопасность - аварийный раздел
Технический аспект - пассивные средства безопасности и экип -пилот был в экипе, помог он и насколько не известно.
Психологический аспект - правила оказания первой помощи - также нам не известно.
В общем, факторов влияния много - в той или иной мере могли повлиять все, ну, и, помним - оценка она для того и нужна, чтобы понять - какой из этих факторов мы в ежедневной езде нарушаем и, тем самым, повышаем вероятность попадания в аварию.
P.S. Парень наш ученик? Живой, я надеюсь?! Если есть ним связь - пусть поправляется и правильные выводы делает!