Коля Thug, перенесу старт обсуждения в более профильную тему.
Начало такое:
Barabas писал(а):Bronivoy писал(а):Бронекепки, бронелифчики, бронешлёпки и их продолжение - бронекросовки, кожаные штаны от гуччи и т.д. Это НЕ защита.
Туринговый высокий бот - это нормальная экипировка, или только кроссовый сапожок необходимо считать нормальной экипировкой?
Thug писал(а):Barabas писал(а):Туринговый высокий бот - это нормальная экипировка,
Смотря какой. TCX X-Desert, Forma Boulder и иже,
в моем понимании, близки к нормальной экипировки. Хотя от сустава на ботинке я все равно не стал бы отказываться. А всякое типа мягкого туринга аля TCX Explorer - уже не сильно отличаются от берцев обычных.
Специально изучил и примерил подобный туринговый мотобот на пластиковых шлёвках-застежках.
На примере Alpinestars Toucan.
Что имеем: высокий тяжелый кожаный сапог на толстой жесткой резиновой подошве, лишенный застежки-молнии, и застегивавшийся запАхиванием на систему из 2-3х боковых пластиковых шлёвок-защёлок.
Давай сразу сделаю прямое сравнение с типичным туринговым высоким кожаным сапогом.
На примере моего W2 Tour Evo.
I. Общее из защиты между данными типами сапог:
1). Пластиковый носок (размеры сопоставимы);
2). Пластиковая пятка (размеры сопоставимы);
3). Пластиковые двусторонние боковые накладки на голеностоп - "косточки" (размеры сопоставимы);
4). Пластиковая вставка в передне-верхнюю часть голенища (размеры сопоставимы).
II. Остальное общее:
-"Пустые" (без интегрированных пластиковых щитков) передне-нижние части голенищ сапогов (область сгиба голеностопа вперед);
-Пустые задние части голенищ сапогов;
-Пустые боковые части голенищ (кроме пластиковых накладок на "косточки").
Непринципиальные элементы оформления, как то - накладки под лапку переключалки передач, декоративные пластиковые лого и прочую пластиковую мишуру, нацепленную на сапог и лишенную функции защиты, в расчет не беру.
III. Преимущества тяжелого сапога на защелках (в сравнении со стандартным туринговым сапогом на молнии):
1). Более высокий уровень осевой стабилизации голени.
- Спойлер
- Голенище сапога из толстой жесткой кожи с запАхом, работает как фиксирующая шина:
-толстая кожа охватывает голень со всех сторон,
-шлёвки, регулируемые по длине, в комбинации с подтягивающими защелками, позволяют регулировать полноту голенища и плотнее утянуть им голень. (В отличии от голенища сапога на молнии, когда полнота фиксирована исходно и есть свободный запас пространства между голенищем и голенью.)
Т.е. у данного типа туринговых сапог несколько более высокий уровень защиты от "скручивания" (столь любимого мифа мотоциклистами).
С практической точки зрения - несколько более высокая защита от возможного возникновения винтообразных переломов костей голени, когда в основе лежит механизм осевого закручивания ноги.
Какие должны быть условия для возникновения осевого закручивания ноги у мотоциклиста?
Винтообразные переломы образуются при деформации кручения, когда на кость действует пара сил, равная по величине, приложенная к концам кости, вызывающая их скручивание в противоположном направлении. На практике чаще бывает, что одна часть кости оказывается фиксированной (например, связками в суставе или опорная нога при кручении туловища), а другая – получает активный крутящий момент.
Таких условий у мотоциклиста может быть множество:
- Заваливающийся по дуге мотоцикл и выставленная в дорогу нога для удержания байка. На тело передаются силы инерции от вращения мотоцикла, стопа же фиксирована упором в асфальт;
- Падение, скользячка, стопа/голень зажата между мотоциклом и асфальтом, тело может получить крутящий момент (волчок не обязателен);
- Любой вариант "застревания" стопы (и ее фиксация) в сочетании с осевым движением тела...
Наиболее простой пример возникновения винтообразного перелома - это движение на мотоцикле, преимущественно с рваным ускорением, сопровождаемое завалом мотоцикла на бок и выставлением "в пол" ноги для его стабилизации в пространстве. Кросс, эндуринг... (Макс, дополни, пжст).
Это когда мотоцикл на скорости валится, а ты выставляешь в "дорогу" ногу (фиксируя стопу подошвой, т.е. дальний конец голени), и задавая упертой в основание ноге ось вращения, вокруг которой движущийся мотоцикл задает телу крутящий момент. Появляется высокий шанс для возникновения винтообразных переломов берцовых костей голени.
Есть ли возможность подобного механизма в городских условиях, условиях вне ебеней? Ну если только постоянно падающий на бок мотоциклист, выставлявший ноги и выкручивающий ручку газа...
Т.е. в "некроссовых" условиях шанс возникновения винтообразного перелома костей голени по механизму закручивания вокруг ноги-оси не частый. (Но возможен, конечно.)
PS. Возможен второй вариант механизма возникновения винтообразного перелома большеберцовой кости. Расскажу впереди. Оба варианта бота от него не спасут.
2). Более высокий уровнь защиты от ударной осевой нагрузки в стопу.
- Спойлер
- -Подошва сапога на защелках более жесткая.
-Внутренняя часть подошвы (стелька) сапога на защелках более упругая.
Это повышение демпфирования в случаях возникновения ударных осевых нагрузок в стопу - на скорости выставил ногу в кочку и получил удар. Защита от сопутствующего фактора винтообразного перелома костей голени.
В условиях вне ебеней - возможно, но вероятность очень низкая.
3). Более высокий уровень ветро- и водозащиты.
Ибо сапог на защелках на 4-5 см выше стандартного турингового сапога.
4). Более высокие удобство и надежность механизма на защелках.
- Спойлер
- Молния может:
-разойтись,
-оторваться "держалка" от "собачки",
-швейные швы, удерживающие молнию, могут разорваться (что у меня случилось на одних из TCX).
Защелки же - механически более надежные.
Удобство выше:
Одно дело - ловить собачку молнии и тянуть её в мотоперчатках, совсем другое - однократно защелкнуть более крупный рычаг защелки.
5). В таких сапогах психологически более комфортно.
IV. Типичная травматизация голеней городского мтоциклиста:
1). "Бампер-перелом".
Когда сбоку в голень въезжает машина. Т.е. возникает перпендикулярная нагрузка на кости голени на изгиб.
Оба типа сапога, в равной степени, допустят перелом костей голени. Ибо с передне-боковых поверхностей их защита идентична и не способна сопротивляться давлению в 1,5+ тонны на скорости.
- Спойлер
- При "бампер-переломах" часто возникают винтообразные переломы б/берцовой кости. Это второй механизм винтообразных переломов костей голени. Б/берцовая кость голени имеет треугольное сечение. При давлении сбоку, треугольник будет стремиться встать на одно из оснований. Кость получает вектор кручения от бокового давления. Плюс, это давление на изгиб. Кручение кости и ее перелом. "Винт".
2). Скользячка в сочетании с зажатой ногой под мотоциклом.
Голеностоп зажат, а тело на скорости болтает. Наш связочно-мышечный каркас - крайне крепкий. Если сила инерции такова, что ломает винтом кости голени - сломает в обеих сапогах.
3). Зажало чем-то стопу (между бревен), а я продолжаю хреначить.
Ебенинг-эндуринг. Сам виноват.
V. Недостатки тяжелого сапога на защелках (в сравнении со стандартным туринговым сапогом на молнии).
Любое преимущество/недостаток при определенном стечении обстоятельств/взгляде становится недостатком/преимуществом.)
1). "Мощность" сапога на защелках:
-Очень тяжел. Почти в 2 раза тяжелее "мягкого" туринга. А когда он намокнет??
-Более душный.
2). Менее комфортный:
-Тяжелее, душнее, "громоздчее"...
-Требует большего привыкания, "вкатывания".
3). В 2+ раза дороже стандартного туринга.
VI. PS.:
1). Есть теоретический плюс туринга на защелках перед "мягким" турингом - сапог на защелках более высокий.
Может показаться, что более высокий сапог лучше фиксирует наколенник, входящий в него.
Лучше. Если это отдельно-надеваемый наколенник.
Если это наколенник-вкладка в мотобрюки, то данный наколенник находится во внутреннем кармане штанов. В случае экстренном ситуации (например, скользячка) он пойдет за штанами, будучи фиксированным в них - сместится.
Только у накладного, отдельно надеваемого наколенника есть шанс остаться в исходном положении - фиксированным внутри сапога по своей нижней части.
2). Защита от "скользячки".
Все накладки с мотосапогах - это, преимущественно, защита от скользячки.
- Спойлер
- Их ударная защита - крайне энергозависимая: лесная ветка - прокатит, а бампер - поломает...
Фактически все интегрированные в сапог вставки - это защита от скользячки и перераспределения нагрузки в случае сдавления (кроме специализированных сапогов).
Нет ударной защиты и "защиты от скручивания" в ламерских неспециализированных (пусть и дорогих) сапогах.
Без сомнений: бОльшая толщина, объем образуют бОльшую жесткость.
Но в условиях асфальтах дорог и не профессиональных съездов с асфальта, на мой взгляд, у сапогов на защелках существенных преимуществ нет.
Я ху..ю против ветра на оху.....ном ведре.