- Масло надо поменять... Или ты про Иру?
До появления б/у-шного мотоцикла, никогда не погружался глубоко в эту тему: ну знал про рекомендации производителя, про вязкость, про минералку-синтетику..., в общем, имел базовую и поверхностную информацию.. В моей другой, автомобильной жизни, этот вопрос всегда решался официальным дилером в рамках работ на ТО.
А тут - б/у мотоцикл...
Ниже будет микст информации из различных источников, которые заслужили моего доверия.
(И да).. Двигатель моего мотоцикла с сухим сцеплением)).)
1. Функции масла в двигателе:
- Спойлер
- 1). Масло не допускает сухого трения движущихся частей двигателя в условиях высокой температуры и ее перепадов. Поверхность частей двигателя всегда должна быть под масляной пленкой;
2). Масло должно обеспечивать мин силу трения при мах герметичности цилиндров. Это оптимальное значение достигается вязкостью масла. Излишне вязкое вызовет избыточное сопротивление при трении, излишне жидкое - не обеспечит нужной толщины и устойчивости масляной пленки;
3). Масло должно "мыть" двигатель от продуктов износа и сгорания;
4). Не функция, но свойство: масло должно мах сохранять свои свойства на протяжении всего межсервисного пробега.
Моторное масло = базовое масло + присадки.
Далее - ключевые показатели масел.
2. Вязкость - или Классификация SAE (SAE J300, разработанная Обществом Автомобильных Инженеров США (Society of Automotive Engineers)):
- Спойлер
- Вязкость масла отражает его способность оставаться на поверхности деталей мотора и при этом сохранять свою текучесть. Один из наиболее важных и самый изменяемый показатель при разной температуре двигателя.
Необходимые уровни вязкости достигаются добавлением в базовые масла присадок:
1). Модификаторов вязкости. Полимерные молекулы, которые, по мере повышения температуры, расширяются, тем самым повышая (по сути - сохраняя) вязкость, "разжиженого" высокой температурой масла.
2). Депрессоры вязкости. Масло содержит парафины, которые при понижении температуры кристаллизуются и вызывают загущение масла, депрессоры же модифицируют "игольчатые" в "круглые" (т.е. более текучие) кристаллы.
Чем шире диапазон (чем ниже первое значение и выше второе значение в маркировке) масла, тем больше в нем модификаторов и депрессоров вязкости. Это не плохо, и не хорошо - это данность, необходимая для обеспечения стабильности вязкости масла в рамках заявленных (и обеспечиваемых) его производителем характеристик в объеме межсервисного пробега. Эти присадки на "старость" или "засоряемость" масла не влияют, не вызывают ухудшение "качества" масла (наоборот - повышают его), не повышают износ двигателя (наоборот - снижают, обеспечивая стабильность текучести в широком температурном диапазоне).
Например, на маркировке: 10W50.
А). Цифра перед W (Winter) - это минимальная температура масла, при которой масляный насос двигателя сможет быстро прокачать масло по системе, не допустив при этом сухого трения. Чтобы узнать эту температуру, нужно от этой цифры отнять 40. Однако, при запуске двигателя нужно учитывать и его «проворачиваемость», т.е. насколько легко стартеру провернуть мотор при холодном запуске из-за загустевшего масла. Чтобы узнать температуру минимально проворачиваемости, нужно от этой цифры отнять 35.
Показатель низкотемпературной вязкости (цифра перед W), по большому счету, не актуальна для мотоциклистов. Поэтому на это значение можно забить.
Б). Вторая цифра. Высокотемпературная вязкость (в моем примере - 50). Этот показатель устанавливает минимальную и максимальную вязкость масла при рабочих температурах мотора 100-150С.
Чем выше значение высокотемпературной вязкости, тем меньше разжижается масло при высоких температурах и масляная пленка остается более толстой. Это плюс для двигателя (в пределах рекомендаций производителя мотора по вязкости). Это значение определяется производителем ТС на основании типа двигателя, его износа, территориально-климатическими факторами.
Следует обращать внимание на следующие показатели вязкости из паспортных характеристик масла:
-Вязкость при 40С: показатель не столь важный для нас,
-Вязкость при 100С: чем он выше в рамках выбранного класса вязкости в сравнении с несколькими производителями масел, тем лучше,
-Индекс вязкости: чем выше его значение, тем стабильнее вязкость масла во всем температурном диапазоне работы двигателя.
При выборе вязкости масла необходимо учитывать:
1. Рекомендации производителя ТС.
Например, из моего мануала:
2. Климат (температуру воздуха).
Для мотоциклистов низкотемпературная вязкость не актуальна, высокотемпературная: если жаркое лето - можно погуще (в рамках рекомендация производителя ТС).
3. Пробег мотоцикла.
Рекомендации сводятся к следующему: если в новый мот льется, например, 40-ка, то после 60-100 тыс. км пробега можно перейти на более густое, например, 50. Зависит от реального износа двигателя.Чем ниже высокотемпературная вязкость, тем более высоким будет угар масла в поношеном движке (т.к. бОльшие тепловые зазоры требуют более густого масла).
4. Условия эксплуатации ТС.
Например, у меня в допуске 10W50. Если поездки, в основном, в городе и по пробкам, то предпочтительнее более высокая вязкость, например, 50. Это будет способствовать меньшему износу двигателя. Если трасса - то 40 достаточно.
5. Спортивные масла. Спортивность определяется преимущественно более высокой верхней вязкостью (проверьте сами маркировки у "спортивных" и "неспортивных" масел). Более вязкое масло лучше защищает от износа, но мотору с таким маслом необходимо давать прос#аться спортивную нагрузку, иначе возникает риск "закоксовывания". "Неспортивных" масел в стандартных, "неспортивных" условиях эксплуатации достаточно.
Опять же: выбор и варьирование показателей вязкости масла необходимо делать в рамках допуска производителя ТС.
3. Классификация масел по назначению и уровням эксплуатационных свойств API (Американского института нефти):
- Спойлер
- API подразделяет моторные масла на две категории :
А). S (Service) - для бензиновых двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов и легких грузовиков;
Б). C (Commercial) - для дизелей коммерческих автотранспортных средств (грузовиков), промышленных и сельскохозяйственных тракторов, дорожно-строительной техники.
Маркировка класса масла состоит из двух букв латинского алфавита: первая (S или C) обозначает категорию масла, вторая — уровень эксплуатационных свойств. Чем дальше от начала алфавита вторая буква, тем выше уровень свойств (т.н. "качество" масла). Однако, следует понимать, что повышение "качества" масел последних классов (SJ, SL, SM) связано исключительно с ужесточением экологических норм путем добавления более совершенного пакета присадок к тем же самым базовым маслам, которые входят в состав более старых классов. Это пакет антифрикционных присадок, направленных на снижение трения, что снижает расход топлива и выбросов и повышает межсервисный пробег (по паспорту).
Также следует понимать, что т.н. "энергосберегающие" масла (самые "лучшие"!) нельзя заливать в моторы, не имеющие для них допусков. Т.к. эти масла обладают высокой текучестью (при сохранении высокой стабильности) и меньшей толщиной пленки, но в двигателях "устаревших" конструкций они будут способствовать износу.
Погнали по классам API :
SM Действующий Для всех автомобильных двигателей, выпускаемых в настоящее время. Введен в 2004 году. Масла этого класса имеют повышенную стойкость к окислению, улучшенную защиту от износа и отложений, улучшенные низкотемпературные свойства
SM - Действующий. Для двигателей 2004 и старше годов выпуска.
SJ - Действующий. Для двигателей 2001 и старше годов выпуска.
SH - Устаревший. Для двигателей 1996 и старше годов выпуска.
SG - Устаревший. Для двигателей 1993 и старше годов выпуска.
SF - Устаревший. Для двигателей 1988 и старше годов выпуска.
SE - Устаревший. Не подходит для использования в двигателях, изготовленных после 1979 года.
SD - Устаревший. Не подходит для использования в двигателях, изготовленных после 1971 года.
EC - Энергосберегающие масла.
В общем, по API можно лить любое масло класса, указанного второй буквой и выше, за исключением особых допусков. Например, допуск BMW для моего двигателя: SF/SG/SH, из этого следует, что можно использовать масло более высокого эксплуатационного класса, например, SJ, SL, SM (т.е. с более высокой по алфавиту второй буквой).
4. Классификация моторных масел по назначению и уровням эксплуатационных свойств ACEA (Ассоциация европейских производителей автомобилей (Association des Constracteuis Europeen des Automobiles)):
- Спойлер
- Все понимает, что каждая, претендующая на лидерство страна, устанавливает свои стандарты). У ЕС с 2008 также свои стандарты, более строгие, чем API.
- A/B- масла для бензиновых и дизельных двигателей,
- A1/B1 - для бензиновых двигателей и легковых дизелей, которые разработаны для использования масел с увеличенными интервалами замены, которые обеспечивают низкий коэффициент трения, маловязких при высокой температуре и высокой скорости сдвига. Эти масла могут быть не пригодны для работы в некоторых двигателях. Необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации автомобиля.
- A3/B3 - для высокопроизводительных бензиновых двигателей и легковых дизелей, разработанных для применения и/или с увеличенными интервалами замены масла в соответствии с рекомендациями изготовителей двигателей, и/или для применения в тяжелых условиях эксплуатации, и/или всесезонного применения маловязких масел.
- A3/B4 - для применения в высокопроизводительных бензиновых двигателях и дизелях с непосредственным впрыском топлива. Могут применяться вместо масел класса A3/B3.
A5/B5 - для высокопроизводительных бензиновых двигателей и легковых дизелей, которые разработаны для использования масел с увеличенными интервалами замены, которые обеспечивают низкий коэффициент трения, маловязких при высокой температуре и высокой скорости сдвига (от 2.9 до 3.5 mPa.s.) Эти масла могут быть не пригодны для работы в некоторых двигателях. Необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации автомобиля.
Энергосберегающие масла категорий A1/B1 и A5/B5 нельзя применять в моторах, не имеющие для них допуски. Ибо мотору будет кирдык.
5. Классификация моторных масел по назначению и уровням эксплуатационных свойств JASO (Японская организация по автомобильным стандартам):
- Спойлер
- Еще одна держава, имеющая свою автопромышленность, отличилась на поприще стандартизации :
FA - масла для двухтактных двигателей мотоциклов и других машин (масла предназначены для применения в развивающихся странах);
FB - масла для двухтактных двигателей мотоциклов и других машин (минимальные требования для применения в Японии);
FC - масла для двухтактных двигателей мотоциклов и других машин, бездымное моторное масло (основное масло для применения в Японии);
FD - масла для двухтактных двигателей мотоциклов и других машин, бездымное моторное масло с улучшенными характеристиками по чистоте двигателя в сравнении с FC (наивысшие требования к 2-тактным маслам в Японии);
MA (MA-1 и MA-2) - масла для четырехтактных двигателей мотоциклов. Отличается от MB большим коэффициентом трения. MA-2 отличается бoльшим коэффициентом трения, чем МА-1;
MB - масла для четырехтактных двигателей мотоциклов. Отличается малым коэффициентом трения.
Для мото двигателей 4Т применяются автомобильные масла для бензиновых двигателей, но к ним предъявляются дополнительные требования относительно фрикционных свойств. Моторное масло должно обеспечить хорошее сцепление и не допустить проскальзывание. Для этой цели непригодны маловязкие и энергосберегающие масла, содержащие присадки – модификаторы трения, снижающие коэффициент трения, поэтому и были введены 2 класса JASO MA и MB.
6. Минералка, полусинтетика, гидрокрекинг ("кряк"), синтетика? Какой бренд лучше?
- Спойлер
- Моторное масло = базовое масло (база) + присадки.
Базы бывают разные:
А). Получаемые путем перегонки нефти - минеральные;
Б). Получаемые синтезом из газа или органических кислот - синтетические.
Парафиновые базы:
1). I группа: минералка. В ней много неизомеризованных парафинов, ароматических соединений и серы.
Плюсы:
*Хорошая смазывающая способность - формирование и удержание масляной пленки.
*Низкая цена.
Минусы:
*Низкая очистка, следовательно, низкая стабильность масла, низкие эксплуатационные свойства, риски для двигателя.., требует более частого интервала для замены.
2). II и III группы: продукты гидроочистки нефти, т.е. минералка с меньшей долей примесей и с бОльшим индексом вязкости. Это гидрокрекинговые масла (HC-масла). В народе - гидрокряк, кряк.
Плюсы:
* Хорошая смазывающую способность (следствие сохранения ключевого свойства минералки - полярность молекул) и хорошая способность растворять присадки и удерживать примеси;
* Кряки позволяют создать масло с итоговой вязкостью от 5w20 до 10w60, и даже нулевки 0w40 (например, Мобил1 0w40 - 100% кряк);
* Дешевизна.
Минусы:
*Подверженность окислению, разложению (длинные цепочки органических молекул ломаются, поэтому со временем теряется растворимость, повышается окисляемость). Эта подверженность выражена меньше, чем у простой минералки.
Гидрокрекинг - сложная технология перегонки нефти. На рынке есть несколько ведущих производителей гидрокряка: Yukong (SK Lubricants), Neste (Fortum), Shell, ExxonMobil, Petro-Canada, BP, Total, Chevron, Q8. Остальные производители масел - просто закупают необходимые формулам их масел присадки и на заводах вышеуказанных производителей кряков замещивают масла и пакуют в свои банки.
И да: гидрокряк производит Лукойл).
Все знают, что Шелл сейчас производят в России? Как вы думаете, кряк в Россию они везут свой - из Африки и с побережья Персидского залива? Или закупают у Лукойла? У Лукойла.
Т.о. если на этикетке масла не указано "Full synthetic" или "100% synthetic", а указано иное (даже в сочетании со словом "synthetic") - это, максимум, кряк.
3). Чистая "синтетика" (или ПАО):
ПАО (IV группа) – это углеводороды с короткими цепочками в 10-12 атомов углерода. Получают путем полимеризации нефтяных газов и вторичных продуктов крекинга.
Синтетика - это: серы - ноль, ароматических соединений - ноль, полная химическая инертность, высочайшая термостабильность (и гарантия минимальных отложений в районе поршневых колец)!
Кто производит синтетику?
Почти 100% мирового рынка ПАО держат Тотал, BP, ExxonMobil, Chevron. Остальные - закупают у них.
В РФ ПАО производит Татнефть). (У кого российский Шелл закупает ПАО для своей "синтетики"?)
Плюсы:
*Стойкость к окислению, разложению;
*Термостабильность (держат диапазон температур примерно от -70 до +300 град.);
*Обеспечивают более высокий индекс вязкости;
*Низкий угар;
*Химическая инертность (возможна меньшая концентрация присадок не в ущерб их эффективности);
*Более высокий межсервисный пробег.
Минусы:
*Слабые свойства как растворителя присадок и примесей! Молекулы ПАО лишены заряда, следовательно не могут удерживать на себе присадки!!;
*Низкая смазывающая способность (ПАО неполярны, см. выше);
*Гигроскопичность (поглощение воды ухудшает смазывающие и антикоррозионные свойства);
*Максимальная цена.
Исходя из недостатков ПАО ясно, что не бывает 100%-ой синтетики. Даже если на этикетке написано "Full sinthetic" или "100% sinthetic". Для растворения присадок, к ПАО-базе нужно добавить полярные молекулы – эстеры (V группа) или алкилированные нафталины (VI группа) на усмотрение производителя. Или просто разбавить кряком. Чаще: 100% синтетика = ПАО + кряк.
Т.к. содержание ПАО в "синтетическом" масле не регламентируется, то их концентрация устанавливается производителем масла: может быть 5% ПАО + 95% кряка.
Т.о, сверху - вниз, по повышению эксплуатационных показателей масла:
1. Минералка = минеральная база + присадки;
2. Полусинтетика = микст минералки и кряка + присадки;
3. HC-масло или гидрокрекинговое (кряк) = кряк-база + присадки;
4. Чистая, 100% синтетика: микст ПАО и кряка + присадки.
Какие фломастеры пишут красивее?
Все масла в своих категориях, по большому счету, одинаковые:
А). Технологии производства минералки, крекинга - одинаковые,
Б). Базы производятся крайне ограниченным количеством производителей и также почти одинаковы;
В). Присадки аналогично производятся ограниченным количеством производителей и также одинаковы;
Г). Оорудование на нефтеперегонных заводах - одинаковое, специалисты и их уровень - одинаков.
Разница между маслами - минимальна, и заключена исключительно в подобранной композиции присадок.
7. Общее щелочное число.
- Спойлер
- Обеспечивается добавлением антиокислительных присадок.
Здесь все просто: чем выше этот показатель у масла, тем выше его сопротивление окислению в процессе эксплуатации, и тем выше стабильность и инертность масла.
8. Какой маргарин выбрал я?
- Спойлер
- В соответствии с установленными себе критериями отбора:
1). Допуски BMW:
2). Исключительно синтетику или гидрокряк.
Я выбрал синтетику, исходя из ее преимуществ перед всеми остальными маслами.
3). Вязкость.
С учетом реально молодого двигателя (пробег 20 тыс. км), я не стал "избыточно" повышать вязкость. Но учел, что буду ездить в относительно тяжелых условиях эксплуатации (город с пробками + буду давать прос#аться на межгороде), поэтому остановился на мах значении вязкости 50 из допуска BMW.
Также я учел индекс вязкости масла: чем выше его значение, тем стабильнее вязкость при различных температурах двигателя.
4). Высокая стойкость к окислению: высокий показатель щелочного числа.
5). Цена.
Взял свое масло на сейле у ОД "за недорого".
Из таблицы все будет понятно:
Как выбираете масло вы?