Michael13 писал(а):Если в свежем масле, конекретно в лукоил супер 10w40 вязкость 13.9 а в отработке Виталика она просела до 9.42, та же история и мотюлем 7100, там до 11 просела...А если посмотреть на америкосовском форуме (аля ойлклаб) там где чувак тестил шелл ротелла 15w40(для дизельных грузовиков с бензиновым допуском), после 6к миль у него вязкость был 13.45 - вот это я понимаю, нормальная вязкость)
Продолжение.
Viscosity's Lot. (Почти по Кингу
.)
Вязкость - самое важное физическое качество моторного масла.
(В первом посте данной темы есть отдельный блок про вязкость.)
Как меняется вязкость моторного масла за период его межсервисного пробега?
Что происходит с вязкостью масла после пробега, например, в 5 тыс. км?
Правильно -
увеличивается снижается.
Классический ужастик, встающий перед глазами:
- Спойлер
происходит при значительном "перепробеге" масла в сочетании с рядом неблагоприятных факторов (неправильный выбор масла, контрафакт и т.д.) и раздолбайством юзера. Такая участь двигателя - не для нас
.
Предлагаю посмотреть на вязкость в двух аспектах:1). Влияние температурного режима двигателя на вязкость.
Все знаем, что вязкость масла – величина переменная, и обратнопропорциональная температуре.
При высоких температурах вязкость моторного масла снижается: например, у масла с вязкостью 5W-40, при прогреве двигателя от 40 до 100С, вязкость падает более, чем в 6 раз. Соответственно, масляная пленка на парах трения становится тоньше. А для них важно, чтобы при высоких рабочих температурах масляная пленка оставалась более толстой.
Естественно, производитель двигателя ТС предусмотрел возможные эксплуатационные колебания вязкости масла, и заложил их в виде требований в мануале.
Назову данные изменения вязкости "обратимыми": масло, соответствующее требованиям SAE из мануала, будет "успевать" подстроить свою вязкость под достигнутую двигателем температуру для адекватного выполнения своих функций.
2). Изменение вязкости масла во время его старения.
Также знаем, что необходимый уровень вязкости масла достигается добавлением в базовое масло модификаторов вязкости. Это длинноцепочечные полимеры, которые, по мере повышения температуры, расширяются, тем самым повышая (по сути - сохраняя) вязкость, "разжиженого" высокой температурой масла. Чем выше значение высокотемпературной вязкости у масла, тем, грубо говоря, в нем больше модификаторов вязкости.
Так почему снижается вязкость моторного масла по ходу его эксплуатации? Причин несколько:
а). Термический крекинг. Это термическое разрушение отдельных компонентов масла на более мелкие элементы. Вязкость масла снижается;
б). Механическое разрушение модификаторов вязкости силами сдвига. Длинные цепочки полимеров рвутся на короткие фрагменты, теряя способность выполнять функцию "загустителя". Масло теряет вязкость;
в). Попадание жидких сред в масло. Топливо, присадки, промывочное масло, антифриз...
Все это необратимо понижает вязкость масла.
Оба аспекта взаимоухудшают вязкость масла по мере его пробега.
Посмотрим, что происходит с вязкостью 4T моторного масла через 5 тыс. км пробега?Ниже - показатели высокотемпературной вязкости 100С (cSt Viscosity 100C) по результатам лабораторных исследований отработок (Used Oil Analysis) 4Т-масел.
Данные американские и недостаточно репрезентативные, но это лучше, чем практическое полное отсутствие российских данных.
Все масла сертифицированы по JASO MA (кроме Mobil1 15W-50 EP, но его любят американские мотоциклисты).
I. Моторные масла W-40 по SAE:Что видим?Смотрим на абсолютные цифры в трех столбцах (буду допускать округления в выводах):
а). Разброс значений высокотемпературной вязкости у масел присутствует - от 13.1 до 15.5. Однако:
б). Высокотемпературная вязкость отработок почти всех синтетических масел SAE W-40 пришла к общему узкому диапазону ~11.2-12.0;
в). Вязкостная стабильность минералки ниже, чем у синтетики. Вязкость Кастрола упала с 14.0 до ~10.0 (-48%), вязкость Ротеллы Т3 упала с 15.5 до ~12.0 (-35%).
Выводы: 1). Что в синтетике, что в минералке по ходу пробега разрушаются модификаторы вязкости. Есть ощущение, что это происходит +/- соразмерно (ибо присадки одинаковые);
2). Но синтетика более стабильна, показывая более узких коридор (т.е. %) падения вязкости. Очевидно это связано с более стабильным базовым синтетическим маслом;
3). Показатели высокотемпературной вязкости отработок практически стали соответствовать маслам уровня SAE W-30 (т.е. "энергосберегающим" маслам). Детали двигателя, коробки передач, сцепления работали в более жестких условиях по износу.
Картинка хорошо демонстрирует разницу:
Идем дальше.
II. Более вязкостные масла W-50/60 по SAE:Что видим?а). Сразу бросается в глаза существенно более высокий процент падения высокотемпературной вязкости по всей группе масел W-50/60. И этому есть объяснение - модификаторов вязкости в этом классе масел больше, значит летит больше "щепок"!;
б). Высокотемпературная вязкость отработок почти всех масел SAE W-50/60 существенно превышает данный показатель масел категории W-40 и находится в диапазоне ~16.5-18.0. Даже отработка Mobil1 15W-50 EP, оказавшийся самым "жидким", существенно более вязкий, чем самая "выжившая" отработка сорокового масла;
в). Самое низкое значение высокотемпературной вязкости - у отработок 4Т-полусинтетики.
Выводы: 1). Более высокие концентрации модификаторов вязкости в "густой" синтетике подвергаются более высоким объемам разрушения (% падения вязкости выше, чем у синтетики W-40). Однако, абсолютные показатели высокотемпературной вязкости отработок масел W-50/60 находятся на более высоком уровне, по сравнению с отработками масел W-40 (как минимум, ~ +20%);
2). У отработки полу-синтетических масел W-50/60 - самый низкий показатель высокотемпературной вязкости. Очередное свидетельство низкой вязкостной стабильности минеральной базы, входящей в состав полу-синтетики;
3). Показатели высокотемпературной вязкости отработок стали соответствовать маслам уровня SAE W-40 (что есть гуд для здоровья двигателя, попадающего по требованиям мануала в диапазон верхнего значения SAE 40-60);
4). Очевидно, на примере отработок синтетического Моторекса и Амсойла, показавших низкие значения высокотемпературной вязкости, мы видим механический и температурный износ компонентов масла в ходе нетепличной эксплуатации КТМ 690
.
III. Низковязкостные масла W-30 по SAE:По автомобильным классификациям - это "энергосберегающие" масла.
Представителей - немного, включены все, что есть:
Что видим?а). Самый низкий % падения высокотемпературной вязкости. Но в абсолютных значениях отработка превратилась в "водичку".
Выводы: 1). Меньше модификаторов вязкости, меньше % ее падения в отработке. Что и видим;
2). Наверное, имеет смысл использовать масла W-30, если это позволяет мануал и ты оказался в тайге, где доступен исключительно этот класс масла
.
Мнение по итогам:1. Если мануал допускает несколько значений высокотемпературной вязкости SAE в используемом моторном масле (например, W-30/40/50, как у меня), то имеет смысл подумать о применении масла, прогнозируемая вязкость отработки которого будет в диапазоне требований мануала.
Т.е., например, у меня масло должно быть по верхнему показателю вязкости W-30/40/50. Если применять W-30, то через 5-7 тыс км высокотемпературная вязкость отработки будет соответствовать классу W-20. Лучше лить W-40, отработка которого будет W-30;
2. Уходить от минералки и переходить, минимум, на полу-синтетику, а лучше - гидрокряк (HC) или полную синтетику.
Цель - обеспечение высокой и долгосрочной вязкостной стабильности (окислительной и т.п., можно продолжать долго) масла для долгого здоровья двигателя, коробки передач, сцепления;
3. Снижать рекомендованные межсервисные интервалы замены моторного масла.
Обсудим?
Я ху..ю против ветра на оху.....ном ведре.