Aerobatic писал(а):Пошёл за попкорном, жду продолжения!
Это че это такое, а? Пока пауза.
Спойлер
Эпоксидная пыль оказалась аллергеном для меня.( Крапивница на руках. Надо как-то предохраняться.)
Сейчас, помимо аллергии, есть трудоемкий момент - выведение периметра больстера под объем рукоятки. Заготовка больстера крупнее будущей толщины ручки. Сама эпоксидка точится легко (за исключением моря липкой пыли). Но в едином порыве с эпоксидкой нужно стачивать и нержу больстера.) Еще и в окружность или яйцо (что получится)) профиль выводить. Не быстро выточу, похоже.)
Thug писал(а):Хрупкость повысится жеж, если правильно помню химию полимеров?
Да. Но не знаю, колется ли, например, декоративная эпоксидка?.. Впечатление по эпоксидке:
Спойлер
Плюсов, конечно, много: - придание любой формы (через заливку и механическую обработку), - высокая эстетика (наполнителем можно добавить что угодно, от красителя-блесток - и до той же шишки, цветов и др.), - высокая адгезия с возможностью комбинации с почти любыми материалами, - легкость механической обработки, - .....
Но и недостатков масса. Главные, наверное, навскидку с ходу: - геморр при заливке (подготовка поверхностей, вакуумирование...), - длительность полимеризации, - нестойкость поверхности в эксплуатации, - температурная нестабильность (поплывет при нагреве), ---
Длительность, меня неподготовленного, убила: по инструкции - до 48 часов до затвердевания. По факту - не так. Цилиндры залитых рукояток засыхали 5 суток. И то, прилагая силу к бруску сейчас, чувствуешь его податливость, упругость: как задубевшая покрышка под пальцем - чувствуется некоторая эластичность. Мои бруски стоЯт уже дней 50, а стал их пились, и спилы эластичные (!): ну, как плотная стирательная резинка - сгибаются туда-сюда. А полежат несколько часов и твердеют на глазах. Не в стекло, что можно расколоть, а в эластичный пластик. (В общем, сами же производители и рукодельники по эпоксидке пишут, что полимеризация - до 2х и более месяцев. )
Соответственно, логичная мысль: как эта гнущаяся хрень обеспечит надежность посадки в себя клинка и стойкость к нагрузкам? Поэтому, в том числе, сейчас, когда уменьшил заготовку рукоятки в объеме, делаю паузу - пусть продолжит полимеризацию по новым срезам.
Обобщенный вывод: декоративная эпоксидная смола - это девочкам для декора: подвески, бусики, колечки и прочие херовины. Ну, может что-то для интерьера типа настольной лампы, которую поставил и она будет стоять годами без нагрузки. А рукоятка для ножа или столешница - мгновенно зацарапывающееся низконесущее баловство.
Саш, странный выбор материала для ручки. Обычно, насколько я знаю, используются составы на основе акрила. К тому ж эпоксидка ядовита и, учитывая, что кухонный нож всегда находится рядом с пищей, под воздействием различных растворителей (воды, кислоты из овощей и фруктов и т.д.), возможно ее попадание в организм.
Lexa555 писал(а):Саня, а чего не использовал эпоксидку, которой полы заливают
Лех, она как-то мимо прошла.
Спойлер
Лех, щаз позанудствую.)) Знаю, что такая есть. Но, как мне казалось, она достаточно густая - типа жидкой сметаны, как все смеси для заливки полов. Плюс, возможно, не чисто бесцветная. Которую я использую - декоративная - жидкая как вода (бывает еще и "ювелирная", кстати, которую прям ваще можно пить феям - и им ничего не будет, только еще краше станут))). Для заливки поделок такая и нужна, особенно мне: шишка имеет массу воздушных карманов между чешуйками, плюс, еще задачей было вакуумированием достигнуть мах пропитывания пор древесины шишки, чтобы стала единым композитом после полимеризации. И декоративная смола абсолютно прозрачная и не желтеет-мутнеет с течением эксплуатации. Я даже из-за консистенции отказался от привычной и очень недорогой ЭД-20, т.к. она сильно более густая (типа питьевого йогурта-нежирной сгущенки) в сравнении с "водой", которую использовал. (Если бы шишки не было, то взял бы самую простую и дешевую смолу.) У меня есть видео заливки, на нем, думаю (еще не смотрел), видно как выглядит заливка, поищу, смонтирую, могу выложить, если тебе это интересно.
vakito писал(а):Саш, странный выбор материала для ручки. Обычно, насколько я знаю, используются составы на основе акрила. К тому ж эпоксидка ядовита и, учитывая, что кухонный нож всегда находится рядом с пищей, под воздействием различных растворителей (воды, кислоты из овощей и фруктов и т.д.), возможно ее попадание в организм.
Никит, да безопасная она.) Особенно, если учитывать все то .овно, которое нас окружает ежеминутно.)
Спойлер
В общем, Никит, ты на склад нарвался, держись!
Обобщенно и кратко, насколько я обладаю информацией: 1. Эпоксидку нужно разделить на условно техническую и декоративную. а). Привычная нам ЭД-20 - это техническая. Пластиковые лодки клеить и прочее. Главная срань в технических смолах - в отвердителях. ПЭПА. Он - кладезь фенолов и прочего .овна. б). Декоративная - типа рафинированная, веганская. Основа - "фильтрованная" и отвердитель ТЭТА - в разы меньшей опасности из-за меньших концентраций опасной химии.
2. Следующий уровень фильтра: жидкая или полимеризованная. а). Пока еще жидкая, то выделяет химию в виде газов (механизм аспирации - вдыхания) + контактный механизм. Вроде и как бы, замес смолы, пока жидкий, выделяет химический запах. Соответственно, это можно вдыхать. Но тут работает фактор дозы - количества: если залить пол в комнате и закрыться в ней, то можно "кайфануть". При небольших объемах работ фактор ничтожен. (Когда заливал свои заготовки, запаха вообще не чувствовал.) При контактном - нужен прямой контакт. Например, попадание на кожу, в глаз или внутрь. Соответственно, аллергия, какие-нибудь ожоги слизистых, отравления.... б). Полимеризованная эпоксидка во внешнюю среду ядов не выделяет, безопасна. Если, конечно, ее не пылить бработкой и не вдыхать/жрать эту пыль хронически. Или исключив прямой контакт с пищей, особенно в неблагоприятных условиях (типа заварить кипятком чай в стакане из эпоксидки).
В целом, если эпоксидка полимеризовалась и из ее не есть (например, из эпоксидной тарелки), то безопасна на 100%. (В сети есть гигиенические сертификаты и лабораторные анализы полимеризованной декоративной эпоксидки на состав газообразных и твердых ядов, опасных для человека - все ровно.)
Главное, не положить нож на горячую варочную панель или не пихнуть его в кипящую кастрюлю.) Рукоятка может "запластилинить".)) И не ронять - вдруг треснет. Вот что наиболее опасно.))
Никит, ради воплощения идеи рукоятки ножа ее выбрал. Другими материалами и технологиями не достиг бы. Чистая блажь.)
Продолжение рукоделия.
Супризматизм. (Не путать с супрематизмом Малевича. )
Спойлер
Лишний объем нужно было убрать. Первоначально лишнее просто спилил мелкозубчатой ножовкой для ламината. Выводить же плоскости вручную об наждачку - боль...)) (Особенно спиливать наждачкой лишнюю нержу.)) Спасла тарелка со шлифовальным кругом.)
Цилиндризация.
Вот ради подобного вида и пошел на эксперимент с эпоксидкой:
По ощущениям, осталась пара подходов до финального изделия.
Barabas писал(а):и спилы эластичные (!): ну, как плотная стирательная резинка - сгибаются туда-сюда. А полежат несколько часов и твердеют на глазах.
Ну это нормально для большого объема. У тебя не прошла полимеризация внутри. Если я верно помню, то её греть надо до +50 что ли, чтобы внутрянка хорошо встала. Ну и не промахнулся ли ты с объемами эпоксидки и отвердителя...
vakito писал(а):Я так понял, что там консистенция более густая, так что без вакуума проникать плохо будет.
Вакуум выгоняет пузыри, которые присутствуют даже при монокомпонентной заливке (без "наполнителя", типа шишки, как у меня). Например, эпоксидку рекомендуют подогревать, чтобы она стала еще жиже, что будет способствовать самостоятельному подъему пузырьков вверх. Ну, и проникновение выше, если форма сложная или наполнитель есть. При заливке шишек тоже вакуум создавал. И пузырей у меня было достаточно из-за воздушных карманов между чешуйками шишки. Вакуум прям гнал облако вверх, как газики из газировки.) Если объем заливки небольшой и лезет в стеклянную банку под стандартную завинчивающуюся жестяную крышку, то есть бюджетный вариант: https://www.ozon.ru/product/nabor-vakuumnyh-krysh ... x5usH3rwNe8taZdKNlfAomCS2cI%3D .) Или герметичный ящик с компрессором от холодильника. Большие же объемы, типа столов, льют без вакуумов, чисто на удачу.
Моя "матрешка":
Спойлер
Форма с заливкой - внутри банки, а банка - под вакуумной крышкой:
Нож закончен. (Именно уже нож, а не еще вчерашний клинок.))
Результатом производства рукояти доволен. Полировка, все-таки, - вещь: появились наружный чешуйчатый орнамент, внутренний объем, прозрачность, глубина, игра света промеж чешуек шишки... Прям неожиданное зрелище для меня.) Получилось хорошо, на мой взгляд. Еще не снял с клинка защитный малярный скотч, не убрал потеки засохшей смолы с наружной стороны больстера... Эту косметику сделаю на днях.
В общем, рад 2-м моментам: 1) что довел до конца, б) что вышло "не стыдно" для новичка. (Надеюсь, что снятый скотч не преподнесет "сюрпризов" в виде, например, царапин на клинке.))
Черновое видео. Экшн-камера мылит и прицелиться не дает, что портит впечатление.
Подведу итог мероприятия с кратким алгоритмом действий. Итак,
Ножик на табуретке.
Т.к. мои задачи в данном посте - заинтересовать в чтении и удержать до конца, то зайду с первого козыря:
После часов на ГРИ и фонаря с посадочной авиафарой, возникла потребность в творческом тонком рукоделии, которое должно воплощаться в некоих полезных необычных, радующих глаз, изделиях.
1. Идея:
Решил попробовать оформить пару клинков в ножи. Не найфофил, но хороший кухонный нож ценен сам по себе.
Изучив тему, пришел к решению делать пару: - Среднего шефа (резка-шинковка негигантом, удобным для мужской и женской руки); - Некрупного петти (чистка-ковырялка под мелкие задачи, яблоки там у телека порезать...)). Это - 160 мм и 120 мм, соответственно, по длине клинков.
Требования к клинкам: - Заказные, закаленные. - Только нержавейка. Был согласен и на 95Х18, но альтернативно нашелся вариант из N690. - Всадной монтаж (определен идеей рукоятей). - Спуски от обуха прямые, сведение - 0,2-0,3. - Финиш клинков полировкой в зеркало (с целями последующего травления изображений на них).
Требования к рукояти: - Делаю сам. - Чтобы "красиво". Поэтому, отказался от практичной деревянной рукояти. Решил делать из прозрачной эпоксидной смолы с внутренним наполнением из еловой шишки, красителя. Прозрачность, объем, игра света... все дела, понятно.))
Общие требования к процессу: - Простота обработки материалов, не требующих сверхнавыков, особого инструментария и труднодоступных материалов. - Экономичность. Чисто из спортивного интереса - избежать ненужных затрат, например, на "одноразовый" (ради одной задачи) инструмент, оборудование и пр.
2. Подготовка материалов:
Клинки:
- 160 и 120 мм - по длине, 2,4 мм - по толщине, - N690, - спуски от обуха прямые, сведение 0,2-0,3 мм, - финиш "сатин". (Как писал ранее, у мастеров полировка в зеркало для кухонников непопулярна - липнет еда, многие ее не делают даже под заказ, повсеместен сатин и те мастера, которые мне подошли и были в срок, делали только сатин. За неимением альтернатив, заказал с сатином.)
Эпоксидная смола:
Подойдет любая декоративная (поделочная) прозрачная бесцветная для толстослойных заливок. У продавца взял и краситель для смолы.
Шишка:
Найти шишку оказалось некоторой проблемой.) - Во-первых, рукоять на шефе должна быть длиной в районе 120-130 мм, а раз внутренний объем рукояти будет занимать шишка, то и ее длина должна быть 130+ (с запасом на торцевание рукояти). Нужна длинная шишка, оптимальна - от голубой ели. - Во- вторых, шишка должна быть красивая: не гнилая, не облезлая, не ломанная.... Максимум, что я нашел в подмосковном лесу - шишки длиной 120 мм.
Шишку нужно подсушить, чтобы чешуйки открылись. После чего обстучать и выбить из под чешуек перепонки. После чего, с продолжением цели минимизации засорения объема эпоксидки, шишку нужно как-то помыть. Не стал париться и просто прокипятил отобранные в консервной банке. (Запах был! ...ммммм - еловой сауны.) И сушить пару недель до упора: чем меньше останется в шишке влаги, тем лучше прольются поры смолой, а это - общая жесткость полученного композита.
Спойлер
Больстер и фибра:
Больстер ("пятак", разделяющий клинок и рукоятку) был нужен как для функции защиты рукояти от повреждений при работе ножом, так и для декора. Фибра - плотноволокнистый прессованный лист, используемый в качестве разделителя между больстером и основным материалом рукояти. (Продается листами формата примерно А5.) За счет некоторой эластичности заполняет (и скрывает) возможные щели при несоответствии сопрягаемых плоскостей, плюс, выполняет декоративную функцию:
Больстер купил в ножевом магазине в виде заготовки, там же взял и фибру.
3. Процесс:
Заливка заготовок рукоятей:
Это был первый рукодельный этап и, вообще, старт всей затеи.) И моральная подготовка к нему заняла значительно больше времени, чем сам процесс.))
- С целями экономии эпоксидки (а вдруг запорю, потребуется дубль, а ее не хватит?!) нужно было подобрать форму, максимально приближенную к размерам шишки. (В принципе, шишку можно было сточить снаружи в более тонкий брусок, но это - гриндер, наждак или ленточная пила, которых у меня нет...) Подобрал пластиковую бутылку из под напитков. - Нужен вакуум для равномерности заливки по объему и максимального проникновения эпоксидки в структуру (поры) шишки. А шишка - это чешуйки и гарантированные воздушные пузыри между ними. Заморачиваться на камеру с компрессором холодильника - не стал: ненужные инвестиции и трудоемкость. Остановился на насосе для домашнего вакуумного консервирования (например, https://www.ozon.ru/context/detail/id/150887129/ ).
Спойлер
Тут вспоминается пошлая, но уморительная шутка из Остина Пауэрса:
Вроде бы и как бы, вакуум состоялся - пузыри активно поднимались и аж эпоксидку наружу выдавило. (По факту, глубокой диффузии эпоксидки в структуру шишки не состоялось, а это нужно - для жесткой фиксации хвостовика клинка и сопротивления рукояти агрессивным средам, например, воде. По уму, шишку предварительно нужно было "стабилизировать" - также в вакууме напитать высокопроникающим стабилизирующим составом и запечь в духовке. После чего - залить эпоксидкой с получение полностью однородного композита.)
Формы полимеризовались 5 дней. Банки пришлось разбивать, т.к. выдавленная эпоксидка прихватила формы к банкам намертво.) Результат заливки:
Первичная обработка заготовок рукоятей, сверление паза под хвостовик:
Ножовкой снял лишний объем, придав форму бруска для удобства дальнейшей обработки:
Появилась первая фактура на боковых поверхностях, что порадовало и замотивировало на дальнейшее движение к цели.)
Пазы сверлил "ручным прицеливанием", для соблюдения оси использовал компакт-диск:
Нанесение рисунка на клинок:
Писал в постах выше о своих мотивах на травление. Травление в нужном мне качестве не вышло. Поэтому, адаптировал макет под требования лазера и выжег в мастерской:
Изготовление больстера:
В приобретенной заготовке больстера нужно было: - Выточить паз под хвостовик и упор плечами клинка. - Вывести в чистовую лицевую поверхность.
Для вытачивания паза пришлось купить тиски и тонкий надфиль. Лицевую поверхность наждачной бумагой вывел в сатин:
Вклейка клинка в заготовку рукояти:
Нужны: - Зарубки болгаркой на хвостовике для лучшего механического удерживания "на вырывание" клинка в рукояти. - Та же смола в качестве клея. - Гнет. Ножеделы используют большие струбцины, я не стал заморачиваться на допинструмент, оптимизировав решение:
Спойлер
Моторезинка и винная пробка рулят!) (На скотче - мой кров.))) Виден послойный сэндвич из больстера, фибры и эпоксидного бруска. Эпоксидка наливается в паз, элементы сэндвича щедро послойно промазываются ей же. Если эпоксидку выпрет - ничего страшного, даже показатель хорошего заполнения внутреннего объема.)
Придание бруску формы рукояти:
Чет я попробовал вручную напильником и шкурками состричь лишний объем эпоксидки и нержи больстера - да припух от трудоемкости и объема работы...) Хорошо, что есть дрель и шлифовальная тарелка с набором кругов. Пришлось сделать "станок":
Вещь!
Осторожно, послойно, без права на ошибку снял лишнее:
Где-то с этого этапа придавать форму стал вручную - наждачкой разной гридности, от крупной - к мелкой:
Вывести рукоятку в симметричный на оси цилиндр с меняющимся профилем (овал - у клинка, окружность - с тыла) оказалось несложным, но ответственным - делал не спеша.
Полировка:
При полировке принцип нищеброд-колхозинга продолжился: - Полировальный круг покупать не стал, а использовал крупную губку для мытья посуды. - Наугад использовал недорогую полировальную пасту для автомобильных фар.
4. Финал:
Я предполагал, что не слажаю.) Но что конечный вид будет настолько привлекательным и без глобальных косяков - прям удивило и сильно порадовало. (Недостатки есть, зрячий - да увидит, но промолчу о них. )
Готовый нож отвез спецу-найфоману на заточку.
Гифки:
Короткое обзорное видео:
Спойлер
ПС. Второй клинок пока не оформлен в нож. Т.к. объективно рукоять из эпоксидки не производит впечатления надежной и практичной. Нужен длительный тест-драйв. Если выдержит, то оформлю в комплект второй клинок (в другими дизайнами гравировок и другим (розовым?) цветом красителя). Большой - как-бы мальчиковый, мелкий - девочковый. Не выдержит - "перепакую" оба в деревянный композит.
За воплощение идеи продолжения рыбной чешуи на ручке - пятёрка! Да и просто красиво получилось! Вот только не понял как на ручке эти углубления появились? Это ручная выпилка или естественное выщербливание шишечных чешуек на срезе?
Саша, спасибо! Руку прямые набил, технологии опробованы, необходимый минимум инструмента есть, педантизма и терпения - хоть ж жуй - пора заказы принимать. Надда?
Спойлер
(Шутка на счет заказов, второй раз на такую заморочь пойти - безумие ...или просто нужно подождать пару недель, пока тошнота от пройденного пройдет. )
Thug писал(а):Красота! Не знаю, как оно будет с долговечностью, но красиво - стопудов.
Коля, спасибо! С долгосрочной долговечностью думаю, не очень: резистентность к воде, в комбинации с деревом, - не важное сочетание как вышло у меня. (Поясню ниже.)
Lexa555 писал(а):Красота!
Лех, спасибо!
AlexVin писал(а):красиво получилось!
Леша, спасибо!
Lexa555 писал(а):теперь задумка с рыбой мне понятна))
А теперь (после слов AlexVin'а) и я понял.)))
Спойлер
Лех, совсем не было задумки ассоциировать шишку в срезе как рыбную чешую.
Шишка, если прям совсем придраться, в идее этого ножа - чужеродна: темы леса и приготовления пищи из магазинных продуктов не очень стыкуются ... Шишка, скорее, к охотничьей теме проще подтягивается: лес и кабан, например.) Идея шишки в ручке появилась сама по себе. Из-за того, что люблю линии, геометрические формы, их комбинации... - в общем, из-за этого геометрического фетишизма и люблю архитектуру.) Представлял как она будет в боковом срезе. Появилась идея шишки - и решил ее пихнуть в ручку кухонного ножа. Пусть будет.)
Рыба появилась от общей идеи орнамента. Картинки решил нанести ради красоты: чтобы не только ручка была оригинальной, но и клинок перестал выглядеть банально. (Да, неоптимально для работы по продуктам, но художник так видит.))) У клинка - 2 стороны, значит - 2 разные картинки в одном стиле, связанных с приготовлением пищи. Т.к. нож - шеф, универсал, включая объемные продукты, то значит и для мяса. У меня же 2 стороны? Значит, мясо и рыба. Взял срединоземноморскую диету (рыбную) и отобрал из нее основные овощи к рыбе - эту комбинацию разместил на одной стороне клинка. Ломоть мяса трудно визуализировать узнаваемо, поэтому взял рульку (говяжью - кошерную))). Ну, и к мясу подобрал овощи. А на мелком ноже на картинках у меня только овощи-фрукты.
А про имитацию шишкой рыбной чешуи совсем не думал.
AlexVin писал(а):как на ручке эти углубления появились? Это ручная выпилка или естественное выщербливание шишечных чешуек на срезе?
Вот здесь и есть эксплуатационная засада, на мой взгляд. Эффект появился при полировке абразивной полиролью из-за разности плотностей. Свидетельство того, что структура (древесина) шишки не пропиталась смолой. Поэтому, менее плотная древесина снялась при полировке. Думаю, что в эту открытую древесину чешуек будет проникать вода: маловероятно, что рукоять порвет от расширения внутреннего деревянного "каркаса", но то, что дерево размягчится, заплесневеет, загниет - вероятность есть. Думаю, что ручку нужно пропитать маслом (типа льняного), что стандартно делают с деревянными ручками на ножах. Но, неуверен, не будет ли какой реакции эпоксидки на масло. В общем, рукоять ножа требует внимания и ухода, например, не бросать его на несколько суток в замоченную в раковине кастрюлю с водой, не фигачить в посудомойке...
Ну, не знаю насчёт эксплуатационных качеств... Да, наверное, надо маслом попробовать пропитать, чтобы не загнила. Но в руке держать, уверен, ребристую ручку приятнее. Да и выглядит офигенно!