Коллеги из вацап-чата попросили поделиться впечатлениями. Поездка от 31.10.2020.
На пленэре. Поленово.Резюме:
Музей-заповедник (усадьба) "Поленово" художника Василия Поленова - это органичный, взаимно дополняющий, комплекс из: красивой природы, занятной архитектуры, интимной экспозиции коллекции картин и предметов крестьянского быта, фанатеющего персонала. Все это здесь предельно концентрированно, с великолепным вкусом, тонким вниманием к деталям и крайне красиво. То место, где получаешь большое эстетическое наслаждение от всего увиденного, без слабых сторон. Возможно, это место может стать тем, куда захочется регулярно приезжать, чтобы отвлечься, переключиться, кайфануть. Для меня стало.)
Многим мотоциклистам и их пассажирам что важно? Дорога.) Извилистая, с подъемами-спусками и всякими витиеватостями, свободная от автомобильного трафика и сопровождаемая красивыми видами... Дорога в Поленово - такая.) Только нужно за Окой свернуть с Симферопольки на Лукьяново и ехать вдоль Оки этой самой дорожкой.)
Ты получишь: идеальный асфальт, виражи, холмы (и панорамы с них), мало машин и красивую комбинацию леса из сосен и берез. Это зеленые корявые сосны, с кривыми стволами, подступившими и склонившимися к дороге, и ветками, закрученными в спираль, как змеи, раскинувшиеся порой почти над тобой. Кривые, корявые, огромные зеленые сосны, как в сказках, еще бы кота на ветвь и/или лесных разбойников.) Осенью добавляется золото листьев берез. И их белые стволы. Вот такая пестрота из зеленого, золотого и белого, хаотичная или уровнями. Тульское направление - все такое. Красиво.) Хочется остановиться у каждого дерева, в каждой прогалине... Но ведь не напасёшься останавливаться, верно?)
По итогу красивой дороги, ты ещё получишь «морковку» - усадьбу, стоящую в плотном лесу на берегу Оки. Ну, и что - усадьба... Мало ли их в Подмосковье... Поленово - это концентрация красоты природно-усадебного ландшафта, кристаллизация, на острие - когда и природа, и дело рук человеческих, которым больше 100 лет... Да, повторяюсь.))
Вошел в ворота заповедника, что дальше? Иди на экскурсию в т.н. Большой дом - дом, где жила семья Поленова:
Тебе тетенька-экскурсовод, с горящими глазами и любовью к месту и его создателю, расскажет и покажет много интересного.
Василий Поленов (1844 - 1927) - выдающийся русский художник, прошедший через жанровую (историческую) живопись к пейзажной.
Пейзаж он всегда любил. Но именно он создал пленЭрный интимный этюд в русской живописи. Пленэр - это натурная живопись (написанная не в мастерской, а на природе), на которой запечатлена природа во всем богатстве красок, с особым вниманием к игре солнечного света и атмосфере. В чем интимность? В деталях. На картины он привнес богатство деталей, в частности, быта - крестьянского быта.
"Московский дворик" - одна из его визитных карточек:
Вот это внимание к деталям - оно во всем: в архитектуре, в интерьере дома, в ландшафте... Если для тебя это важно - ты это замечаешь, видишь - и кайфуешь.)
Во внутреннем интерьере дома, как и на одном из домов на территории, ты увидишь балки, с резным орнаментом в виде волн и рыб, ярко раскрашенных:
Это были элементы наружного декора крестьянских барж, сплавлявших по Оке лес. Поленов выкупил их и использовал для оформления.
Или витраж главного зала:
Также его дизайн. Витраж был утрачен во время ВОВ и был после воссоздан по поленовским эскизам.
А камин?
Не сложно догадаться - также его дизайн.)
Дом порадует не только разнообразием картин (не только его, а, например, еще и Репина), но и коллекцией декоративного творчества, преимущественно крестьянского: фигурки, блюдца, чашки, ложки, чайнички..., которое он покупал на ярмарках и выставках. Много всякой разной красивой самобытной "мелочи".
Шкаф в его кабинете. Также - его идея и дизайн.)
Шкаф интересен уступами - "ступеньками", чтобы лазили дети.)
Портрет Поленова, набранный из камней с берега Оки его усадьбы, созданный другом Репиным:
Вам покажут картину Поленова «Белая лошадка», написанная им во время стажировки в Италии. Картина интересна тем, что модель - лошадь, выступила моделью и для картины Ильи Репина. Друзья были на одной стажировке, жили в одном доме и одновременно написали две картины одной лошади. Только каждый в своём стиле. Специально не публикую здесь, погуглите самостоятельно для утоления любопытства.)
Тетушка-экскурсовод обязательно расскажет о сохранении поленовских традиций в доме: это ежедневно живые цветы в каждой комнате и прокладывание межоконного пространства зеленым мхом на зиму:
Стол со столешней из окской гальки - также работа Поленова.)
Поленов впечатляет своим вкусом и вниманием к деталям. Например, каждая комната дома имеет большое итальянское окно с панорамным видом:
Вам покажут самое значительное историческое полотно русской крупноформатной живописи - это поленовская картина 6х3 метра "Христос и грешница":
Вернее, оригинал полотна находится в Русском музее Петербурга, а в большом доме усадьбы - её предшествующий полноразмерный эскиз, выполненный углем (!) на холсте. Полотно скандальное по тем временам (1887-1888), т.к. Христос на эскизе запечатлен в приземленном облике - с покрытой головой, натруженными кистями рук, в уставшей мирской позе. Эскиз не прошел цензуры церкви, результатом чего стало изображение Христа на финальной картине в более каноническом виде - с непокрытой головой и с утонченными кистями. Картина была апогеем творчества Поленова, но котом к мешке - ибо в перспективах ее приема публикой и продажи были сомнения из-за приземленности Христа. Да-да, Поленов, как и все художники, жил за счет продажи своих картин. Картина была осторожно выставлена на петербургской выставке передвижников. И ее тут же, в первый день, купил Александр III за баснословные 30 000 рублей серебром. Картина стала мгновенно знаменитой и почитаемой через признание Императором, церковь сняла все свои недовольства.
Как строилось имение? Поленов исходно петербуржец. Воспитывался в том числе в загородных имениях отца и бабушки по матери, среди крестьян. Бабкой и была привита любовь к живописи и природе. Позже, живя в Москве, он купил клочок земли на берегу Оки рядом с деревней Бёхово. Ему понравился пустынный холм на берегу. Не имея достаточного количества денег, он стал выменивать у крестьян землю отцовского имения в пропорции 1:2 - двойная площадь земли имения отца (нынешней Ленинградской области) за участок на Оке. Когда же Поленов получил деньги за Христоса - он развернулся с выкупом земли и строительством.
Чей архитектурный проект всех строений на территории? Понятно с первой попытки - Поленова.)
- Спойлер
- Большой дом - деревянный, оштукатуренный, выстроен в 1892 году и сохранил свой первоначальный вид, отделку, интерьер до сегодняшнего дня. Стиль дома нехарактерен России и несёт собирательный архитектурный дух Западной Европы, по которой Поленов много путешествовал.
Большой дом асимметричен: выстроен на двух уровнях. Фасады дома различны, но гармонично связаны между собой окнами разнообразных форм, балконами, скатами крыши. Сам Поленов определил архитектурный стиль своего дома как «скандинавский». Но за оригинальным воплощением видны черты, ставшие впоследствии общими для стиля модерн, зародившегося в Европе в конце 19 века.
Дом был оснащен всеми удобствами: водопроводом, ваннами. Даже в Москве на конец 19 века централизованный водопровод был экзотикой, его имели только наиболее богатые дома.
Отапливался дом т.н. «амосовскими печами» - центральным отоплением, когда из печи, расположенной в подвале, теплый воздух поднимался вверх по сети чугунных труб, проложенных в стенах. В комнатах в стенах имелись душники - окошки с металлической дверью-заглушкой, с которыми сообщались внутристенные тепловые трубы. Регулировкой положения дверцы душника можно дозировать количество тёплого воздуха, поступающего в комнату.
Н.В. Поленова с детьми перед новым, ещё не оштукатуренным домом. 1892.
А как вам нетипичный нам фахверк?
Здание своей мастерской он назвал Аббатством. Потому, что оно воплоти выглядит как аббатство.))
(Обратите внимание на дымоходную трубу.)
А черепица нравится? Она - не только на крышах:
(На поленоском, правом, берегу Оки не было фашистов. Но они стояли напротив - на противоположном берегу, со стороны Тарусы. Усадьба во время войны практически не пострадала: ценности были эвакуированы, обстрел зданий был единичный. В результате артиллерийских обстрелов пострадали все окна. Так был утрачен оригинальный витраж в окне зала большого дома.)
Борзая курица дала себя погладить в надежде урвать еды.))
Территория очень ухоженная и лишена следов современной урбанизации:
Ну, за исключением запаркованных машин персонала и некоторых деталей)):
Поленов не попал под репрессии Советской власти. Возможно потому, что уделял много внимания обучению и развитию местных крестьян и их детей - двери поленовского дома были для них всегда открыты.
- Спойлер
- Уже в 1892 году, по инициативе Поленова, усадьба стала музеем. Первым в России художественным музеем в деревне, доступным самому широкому кругу.
После Революции, в 1918 - стал одним из первых музеев в стране, взятых под охрану государством как не подлежащий конфискации и объявленный национальным достоянием.
В 1924 году Постановлением СНК РСФСР усадьба была предоставлена в пожизненное пользование семье Поленовых. Управляющими музея стали наследники.
Василий Поленов умер в 1927 году в 83 года в своей усадьбе. И был похоронен в километре от дома - на сельском кладбище деревни Бёхово, в которой на деньги от проданного Христа построил церковь. Как не трудно догадаться - по собственному проекту:
(Характерные черепица, труба - все ж понятно.)
А с холма позади церкви и кладбища открывается прекрасная панорама на Оку - любимое место Поленова.
Пожалуй, попробую соответствовать духу места - этюд "Баржа в осенних сумерках"):
- Спойлер
- На фото сразу позади меня - бёховское кладбище и церковь. Если же смотреть на фото, то в его верхне-левой части, в области угла изгиба Оки просматривается участок песчаного берега - это пляж усадьбы Поленова.
«Золотая осень» - ещё одна визитная карточка Поленова:
Художник писал её в начале ноября с территории усадьбы, где-то ближе к берегу.
В верхне-правом углу, на холме, видна церковь. Это бёховская церковь, выстроенная Поленовым. С вершины холма перед церковью сделана фотография выше.
Такая вот проекция мест друг на друга.
На этом - всё!
Я ху..ю против ветра на оху.....ном ведре.