Шок:Алгоритм действий при обнаружении пострадавших подошел к концу - я почти всё закончил.
Из оставшегося: как снять шлем с пострадавшего и блок по особенностям травматизма мотоциклистов.
The end to be continued..
----------------------------------------------------------------------------------------------
Как снять шлем с пострадавшего мотоциклиста.Напоминаю, что шлем необходимо снимать в случаях:
1. При проведении сердечно-легочной реанимации;
2. При работе с кровотечениями из области головы, шеи.
---------------------------------------------------------------------------------------------
Ниже - много текста.
Особенности мототравмы.1. Мотоциклист,
сидящий на открытом мотоцикле — высоко-уязвимый объект, по сравнению с автомобилистом,
находящимся внутри автомобиля.
Предопределяющие факторы более тяжелого травматизма мотоциклистов:
а). Арсенал инструментов пассивной безопасности мотоциклиста сильно ограничен, и представлен исключительно защитными дугами мотоцикла, шлемом, индивидуальным набором нательной защитной экипировки.
б). Одноколейность мотоцикла предопределяет его падение в случае ДТП, а «открытый кузов» - прямой контакт тела мотоциклиста с травмирующим агентом + вылет мотоциклиста из седла (с присоединением вторичных повреждений).
2. Механизм возникновения мототравмы при ДТП - комбинированный:
а). Удар о части собственного мотоцикла (при скольжении по нему).
б). Удар о части движущегося транспорта, неподвижные предметы, пешехода (при столкновении с ними).
в). Удар о дорожное покрытие при падении, с последующим формированием вторичных повреждений за счет: ударов о дорожное покрытие, другие ТС и предметы при инерционном скольжении, сдавления тела между опрокинутым мотоциклом/другими ТС/предметами/дорогой, переезда колесами других участников движения.
3. При мототравме преобладают сочетанные и множественные повреждения.
Сочетанные травмы - это травмы, возникающие при одновременном повреждении любых анатомических структур в 2-х и более анатомических областей тела человека.
- Спойлер
- В теле человеке выделяют 7 анатомических областей:
-голова;
-шея;
-грудная клетка;
-живот;
-позвоночник;
-верхние и нижние конечности;
-таз.
Множественные травмы — это повреждение 2 и более любых анатомических структур в пределах одной анатомической области.
На теле мотоциклиста обычно намного больше повреждений при ДТП, чем на теле автомобилиста.
4. Мототравме характерна бОльшая тяжесть.
Сочетанные и множественные травмы являются преимущественно тяжелыми. Особенность данного вида травм заключается в синдроме взаимного отягощения.
5. Высокая частота травм головы и конечностей, а также комбинаций других травм с ними.
6. Высокая частота травматического шока.
7. Угрожающие жизни травмы часто замаскированы отвлекающими внимание не опасными в действительности видимыми повреждениями (ссадины, кровоподтеки, поверхностные кровоточащие раны, носовые кровотечения, и т.п.).
Всё вышеперечисленное предъявляет высокие требования к своевременности и грамотности оказания первой помощи пострадавшему мотоциклисту.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------
8. Для мототравматизма наиболее характерно (по частоте возникновения и влиянии на тяжесть состояния):
1). Черепно-мозговые травмы.
Являются первой причиной тяжести состояния травмированного мотоциклиста. В 80-90% случаев голова мотоциклиста травмируется вначале как результат удара с большой скоростью и силой в массивный предмет, а затем травмируется при падении на дорожное покрытие. Шлем, в большинстве случаев, не обеспечивает абсолютной защиты.
2). Повреждения опорно-двигательного аппарата.
Обязательный компонент каждой сочетанной или множественной травмы мотоциклиста. Часто осложняются шоком.
3). Травмы органов грудной клетки и брюшной полости.
Внутренние повреждения печени, селезенки, легких, сердца и др.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------
9. Для «пытливых» и любознательных — несколько картинок по механогенезу различных мототравм:
- Спойлер
- Наиболее тяжелым по своим последствиям видом ДТП для мотоциклиста является столкновение мотоцикла с движущимися ТС.
При фронтальном столкновении мотоцикла со встречным транспортом (вкл. въезд под кузов, столкновение с неподвижными предметами):
Характерные травмы:
Переломы костей черепа - у 80% (здесь и далее - округленно).
Ушибы мозга - 60%.
Переломы костей рук и ног — 80+%.
Повреждения печени, селезенки — 80+%.
Переломы ребер и грудины — у 50+%.
Повреждение шейного отдела позвоночника — 10%.
При касательном (переднекраевом) столкновении мотоцикла со встречным транспортом:
Травматизация несколько меньше.
Характерные травмы:
Перелом (хлыстообразный) позвоночника в шейном отделе — 15% (чаще).
Переломы костей рук и ног — 80+%.
Переломы ребер — 50+%.
Повреждения печени, селезенки — 40+%.
В зависимости от положения тела пилота на седле мотоцикла, положения мотоцикла в момент столкновения и точки приложения травмирующего агента возможны:
а). Повреждения бедра и таза. Энергия от удара коленным суставом о встречный транспорт передается вдоль длинной оси бедра на кости таза. От этого усилия таз как бы разворачивается, рвутся связки его сочленений и происходит вывих половины таза или перелом таза.
б). Оскольчатые переломы костей голени, с опасным повреждением артерий голени.
в). Отрыв всей/части нижней конечности (например, отрыв стопы).
Столкновения мотоцикла с другим транспортным средством на пересекающихся курсах («столкновения на перекрестках»):
Характерные травмы:
Ноги − 100%.
Голова − 70+%.
Руки — 60+%.
Переломы ребер и грудины − 40%.
Повреждения печени, селезенки — 20+%.
Выше была лирика про очевидные всем, наиболее тяжелые варианты мототравм.
Далее - просто картинки без пояснений:
Полностью можно прочитать в монографии:
В.Ф. Трубников, Г.П. Истомин, К.Н. Тагаев, Тяжелые мотоциклетные травмы (под редакцией В.Ф. Трубникова), Харьковский национальный университет, 1993.
Пожалуй, единственная медицинская работа в СССР и современной РФ по мототравме. Доступна в интернет.
------------------------------------------------------------------------------------------
Некоторые мысли...
О защитной экипировке.На экип надейся, но сам - не плошай.Защитная экипировка защищает мотоциклиста в ограниченном диапазоне ударных нагрузок.
Например:
1. Шлем.
Шлем может иметь 5 звезд по Шарп, но мозг и шея мотоциклиста, одетого в этот шлем, об этом и не догадываются.
Шлем защищает голову только от прямого воздействия повреждающей силы, осуществляя механическую преграду, аммортизацию и погашение внешней ударной энергии.
Однако, шлем не защищает мозг от повреждений в следствие его внутреннего смещения в черепе.
- Спойлер
- Подробности:
Мозг в силу определенной подвижности имеет возможность смещаться в полости черепа.
1). В момент столкновения с препятствием, приобретая инерцию, мозг ударяется о внутреннюю поверхность свода черепа, в результате чего формируется очаг повреждения мозга и на противоположной стороне приложения силы.
2). Перемещение мозга в полости черепа, возникающее в результате травмы, само по себе может стать причиной множественных повреждений различных его отделов. Возможны ушибы ствола мозга о края большого затылочного и тенториального отверстий. Тяжелые повреждения могут возникать в гипоталамусе, который фиксирован ножкой гипофиза к турецкому седлу. Кора нижней поверхности лобных и особенно височных долей подчас серьезно повреждается вследствие ушиба о множественные костные выступы основания черепа.
3). Быстрое перемещение головы в переднезаднем направлении при ударе при ДТП, может привести к резкому натяжению и обрыву вен головного мозга.
4). Среди механизмов, воздействующих на мозг при ЧМТ, несомненна роль неравномерного распределения давления в разных его структурах. Перемещение мозга в замкнутой, заполненной цереброспинальной жидкостью полости черепа, приводит к возникновению зон резкого понижения давления с явлением кавитации. Наряду с этим имеются зоны, где давление резко повышено. В результате этих физических процессов в полости черепа возникают волны градиента давления, приводящие к диффузным повреждениям вещества мозга.
При тяжелой ЧМТ мозг испытывает, как правило, совокупное воздействие упомянутых факторов, что в итоге обусловливает картину его множественного повреждения.
ЧМТ - частое явление на фоне неповрежденного шлема на голове мотоциклиста, попавшего в ДТП.
2. Защита спины.
Надетая защита спины не исключает повреждения позвонков, межпозвоночных дисков, связок, нервных волокон и вещества спинного мозга за счет инерционной силы, возникающей при ударе тела о препятствие. Механизм развития травм схож с механизмом при ЧМТ.
3. Наколенники.
Наличие самых совершенных наколенников не возбраняет при ДТП "получить" перелом бедренной кости и повреждения таза (при ударе в колено, с последующей передачей осевой нагрузки на бедренную кость и кости таза).
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
О втором номере и ДТП.Я хочу сыграть с тобой в одну игру... (из фильма "Пила")Второй номер при ДТП - заложник ситуации, которому не позавидуешь:
1. Психологическая и физическая неготовность к ДТП.
Второй номер, будучи не включенным в управление мотоциклом пассажиром, психологически делегирует контроль за дорожной обстановкой пилоту. Второй номер расслаблен, внимание снижено, концентрация на дорожной ситуации низкая или отсутствует. Он может не увидеть слагаемых аварийной ситуации (опасные маневры, др.) или увидеть, но не успеть осознать и/или превентивно среагировать на них (изменить положение частей тела, сгруппироваться, др.).
2. При возникновении аварийной ситуации, водитель ТС инстинктивно предпринимает действия, направленные на минимизацию собственного ущерба. В случае мотоДТП, пилот будет также действовать (тормозить, маневрировать, группироваться, др.), исходя из личных приоритетов, но не пассажира. Пилот постарается обезопасить себя, но его действия могут "подставить" неготового к ДТП пассажира.
3. Возможное отсутствие у второго номера навыка чтения дорожной обстановки, возможная ограничение видимости из-за пилота, сидящего спереди - усугубляют положение.
4. Есть и плюсы: тело пилота мотоцикла выступает буфером-подушкой при фронтальных и фронтально-боковых ударах. По сравнению с пилотом, травмы у второго номера при таких ударах обычно менее обширные и более легкие.
5. В остальных случаях, характерным для травмы второго номера является такой же комплекс повреждений, как и у его пилота, или больший.
Вывод по итогам темы: мотоциклист - это диагноз.
Источники:
1. Бубнов В.Г. Универсальный алгоритм первой помощи, Национальный центр обучения навыкам первой помощи Школа Бубнова, интернет-ресурс.
2. Бубнов В.Г., Бубнова Н.В., Межотраслевая инструкция по оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве, Министерство труда и социального развития РФ, 1999.
3. Бубнов В.Г. Атлас инспектора ДПС по оказанию первой помощи. Учебно-практическое пособие. ГИБДД МВД РФ.
4. Первая помощь. Учебник для водителей (Под редакцией В.Г. Авдеевой), Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Москва, Институт проблем управления здравоохранением, 2009.
5. Субботин Л.И. Алгоритмы первой помощи. Учебное пособие для водителей. Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Москва, Институт проблем управления здравоохранением, 2009.
6. Оказание 1-й помощи при ДТП, видео-лекция (motocitizen.info). Лиза Алерт, канал на youtube.
7. В.Ф. Трубников, Г.П. Истомин, К.Н. Тагаев, Тяжелые мотоциклетные травмы (под редакцией В.Ф. Трубникова), монография, Харьковский национальный университет, 1993.
8. Доврачебная помощь, Культура безопасности жизнедеятельности. Интернет-ресурс МЧС РФ.
9. Форум судебных медиков России, интернет-ресурс.
10. Norman E. McSwain, Jr., Richard L. Gamelli, Techniques of Helmet Removal from Injured Patients, American College of Surgeons, Committee on Trauma, 1997.
P.S. Оригиналы с алгоритмом можно взять здесь:
https://yadi.sk/d/wmSGqXdi3E4w3RThe End.Ключевой объем темы закончен.
Готов к общению.)
Я ху..ю против ветра на оху.....ном ведре.